Обзор книги (2008)
Работа над "Очарованным странником", несмотря на всю сложность поднятой темы, далась Лескову легко: он создал повесть буквально на одном дыхании. Во время своего путешествия по Ладожскому озеру летом 1872 года писатель оказался в заповедных местах с сильной энергетикой. Это были острова Валаам и Корелу, на которых исстари жили монахи. Эта поездка оказала на Николая Семёновича столь сильное впечатление, что он решил написать книгу, связанную с духовным поиском человека.
Уже к концу 1872 года повесть была готова. Лесков озаглавил её как "Черноземный Телемак", тем самым ссылаясь на древнегреческую мифологию. Как известно, Телемак был одним из героев поэмы Гомера. Отважный сын Пенелопы и Одиссея отправился на поиски своего бесследно пропавшего отца. В этом образе автор увидел сходство со своим героем, который также отправился в долгий, полный опасностей и соблазнов путь в поисках своего истинного предназначения.
После прочтения произведения редактор "Русского вестника" Катков вернул его обратно писателю, сказав, что материал достаточно "сырой". Также он порекомендовал изменить название, которое, на его взгляд, совершенно не вязалось с содержанием книги. Его смутил тот факт, что главный герой повести, истинно православный человек, сравнивается с древнегреческим язычником. Лескову ничего не оставалось, как сменить название. После некоторых раздумий он отнёс повесть в издательство "Русский мир", где она и была впервые опубликована в 1873 году.
Содержание своими словами
Главными героями данного произведения являются: очарованный странник Иван Северьянович Флягин, другие пассажиры корабля, цыганка Груша, граф, князь, его любовница Евгения Семёновна, их дочь, игумен и монахи.
Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя очень старый русский посёлок. Отправившись дальше, они рассуждают, зачем "неудобных в Петербурге людей " ссылать так далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и вечно скупая и невзрачная природа одолеют любое свободомыслие. Пассажир, часто здесь путешествующий, рассказал, что именно сюда в разное время ссылали, но все ссыльные долго тут не выдерживали. Начался спор и Флягин, имеющий отличное богатырское здоровье и многое повидавший, заявил, что есть такой человек - поп московской епархии, облегчающий положение всех решающих добровольно уйти молитвой за их души. Сначала его чуть не лишили сана. Даже одно время он пил с горя, но потом бросил.
Однажды после трапезы епископ увидел преподобного Сергия во сне, просящего пожалеть попа, но епископ ничего не сделал. Во втором сне он вдруг увидел воинство, скачущее под тёмным знаменем с толпой теней, которые просили отпустить попа, молящегося за них. В итоге просьб епископ вернул его на место. По ходу беседы инок Флягин сообщил свою биографию, что сначала он был конэсером, как и его отец, хорошо разбирался в лошадях при помощи прирождённого дара. Работал кучером у графа. Будучи уже немолодым, возраста чуть больше 50 лет, главный герой успел объездить не 1000 лошадей. Многое ему пришлось испытать в жизни, особенно на войне. В монастырь Флягин пришел лишь несколько дней назад. Иван происходил из дворовых людей графа К. Орловской губернии. Он рано осиротел и всегда был рядом с отцом на хозяйской конюшне. В 11 лет Флягин стал форейтером графа, а в связи с физической слабостью его часто привязывали ремнями к седлу.
Через некоторое время граф с женой решили везти дочь в Воронеж на лечение к врачу. Они остановились в селе Крутое и вновь там во сне герой увидел инока с советом ему идти в монахи, но тот не захотел. В итоге при спуске с горы лопнул тормоз и весь экипаж понёсся вниз к обрыву. Отец спрыгнул с козел, а Иван повис на дышле, пытаясь спасти экипаж графа. Передовые лошади сорвались с обрыва. Затем герой сам полетел в пропасть, но выжил, упав на глиняную глыбу. Граф предложил выполнить любое пожелание Флягина в благодарность за спасение. Он попросил гармошку и потом бросил её. У себя в конюшне Голован завёл пару голубей, которые вывели птенцов. Одного из птенчиков Иван случайно задавил, а второго съела белая кошка графини, часто сюда ходившая. Флягин наказал кошку и сам был высечен плетьми за проделки. После он решил примкнуть к цыганским разбойникам.
Хитрый начальник цыган велел Флягину для начала работы украсть самых лучших коней графа и ему это с успехом удалось. В связи с маленьким доходом Ване пришлось уйти от разбойников и объявиться у самого заседателя. Писарь за плату сделал ему отпускной вид. Иван отдал ему за это серебряные серьги и крестик. Затем Флягин встал на учет по поиску работы в городе Николаев. Его сразу схватил из остальных безработных один барин. Дома расспросив и узнав, что Ваня жалел голубят, он под угрозой полиции в случае его ухода принял Ивана в няньки к своей грудной дочери, мать которой сбежала с ремонтёром-офицером. Флягин сильно привязался к ребёнку, а летом даже делал малышке упражнения по выравниванию её кривых ножек. На одной из его прогулок появилась мать девочки и стала часто приходить, умоляя его отдать ей дочь! В последний раз вместе с ней явился и её любовник, выигравший в карты 1000 рублей.
Он хочет подкупить Ивана в обмен на ребёнка, но тот не согласился. Они подрались с офицером. Затем пришел барин с пистолетом. Испугавшись полиции, Флягин отдал малышку любовнику барыни и сбежал вместе с ними от хозяина. В Пензе офицер объяснил, что не может больше держать у себя Ивана. Флягин обещал снова побить его за драку и надул щёки, чем лишь рассмешил его. Он решил перед походом в полицию выпить чай в трактире. Потом он перешел реку Суру, став невольным свидетелем продажи ханом Джангаром лошадей. От его красивой белой кобылы отказались все кроме 2 прибывших татар - охотников Бакшея Отучева и Чепкуна Емгурчеева. Они начали за лошадь предлагать седло, халаты и даже собственных дочерей. Все их приближенные стали кричать с целью, чтоб они не разорили друг друга. Флягину пояснили, что кобыла достанется тому из них, кто одержит победу в поединке. Лошадь забрал выигравший в битве Чепкун. Следующим начали продавать нового жеребца, пригнанного татарчонком.
Иван при торге за лошадей решил помочь офицеру, которому он вернул девочку. Флягин победил в поединке и его забрали с собой в степи татары. С ними он прожил 11 лет! Хотя его считали пленником, но неплохо с ним обращались, дав ему 2 жен, родивших всего 9 детей, имена которых были с рождения одни и те же Коля и Наташа. Первая его жена была вдова батыра Савакирия, а вторая девочка 13 лет. Потом он 5 лет жил у хана Емгурчеева, а затем и у Отучева. У Емгурчеева его выкрал обманом другой хан Агашимола якобы для лечения жены. Он дал ему ещё 2 жен, которых Иван совсем не любил, а детей своих от них не почитал, потому что они были не крещенные и миром не мазанные. Он очень сильно грустил по России, глядя на степи и плача зимой. Иван вспомнил жизнь татар на солончаках над Каспием, где он часто молился. Пассажиры судна, на котором он теперь плыл, спросили о том, каким образом ему удалось в итоге сбежать от татар. Он продолжал свой рассказ.
Флягин терял всякую надежду на побег, так как уже дважды ему это не удалось. Однажды среди татар началось смятение из-за пришедших проповедовать православие миссионеров из России. Ваня сильно им обрадовался и упрашивал спасти его, но получил отказ. Они негодовали, что он русский и советовали ему уповать только на Бога. Застав их одних, он вновь продолжал упрашивать помочь ему и пригрозить татарам царским гневом, но они не захотели таким образом пугать неверных и выпускать его из-за отсутствия выкупа. Иван считал, что спасён был индийцем. После прибытия миссионеров прошел год и приехали неизвестные подстрекатели татар против русских, требуя у них коней и грозя божественным гневом. Ночью они устрашили татар фейерверком и смогли угнать целый табун лошадей. Иван вылечил свои ноги и под видом больного приказал никому не входить к нему.
Затем Флягин убежал от татар и на 4 день его встретил на пути чуваш с 5 лошадьми, но он отказался ехать вместе с ним. Вскоре его разумно приняли русские рыбаки, но после того, как он поведал о том, что с ним приключилось, то понял, что они его не оставят с собой из-за отсутствия у Ивана паспорта. Ночью герой ушел в Астрахань пешком. Там ему удалось немного подзаработать на подёнщине. Очнулся он в остроге, откуда его вновь вернули в графскую губернию, где высекли и пустили с пастором на оброк. На одной из ярмарок Флягин увидел, как цыган хочет обманом продать мужику плохую лошадь, и с тех пор сам стал помогать всем при покупке, прославившись своим даром. Он помог князю и в итоге устроился у него конэсером. Князь обожал играть и часто просил для этого азарта деньги в долг у Ивана. Флягин часто отдавал ему своё жалованье, а сам спивался в это время. Один раз ему удалось взять деньги из своей оплаты - 5000 рублей из-за отсутствия князя на месте. В трактире Ваню обманул "магнетизер", приведя в табор и там он сразу же влюбился в цыганку Грушу, пившую и танцевавшую для всех купцов и помещиков, собирая с них деньги на подносе.
Таким образом, пьяный Флягин отдал ей все свои 5000, а сам больше никогда не пил. Магнетизер умер. Вскоре разгневанный князь за потерю жалованья Иваном тоже оказался влюблён в цыганку и выкупил Грушу, отдав 50000 рублей за неё и бросив свою работу. Он всё равно ещё остался должен табору за танцовщицу. Он пытался завести свои фабрики с заводами, но безуспешно. Они не приносили прибыли. Скоро цыганка надоела князю и он стал чаще уезжать по делам в город, совершенно охладев к ней. С Грушей в его отсутствие оставался Иван. Она в ревности подозревала, что имеет соперницу в городе, на которой князь хотел жениться. Цыганка попросила Флягина съездить в город и всё разузнать. От неё скрыли прошлую связь её супруга с секретарской дочерью Евгенией Семёновной, которая имела дочь от него. Иван в городе у неё и остановился. Горничная объявила барыне о приезде князя и Флягину пришлось спрятаться за шкаф для подслушивания беседы Евгении и князя.
Дочь он велел покатать в карете, а сам попросил любовницу дать ему 20000 рублей в качестве задатка на фабрику. Он решил послать Ваню к Макарию за образцами. Девушка ради него согласилась заложить свой дом. Про цыганку он сказал ей, что обязательно женит на ней Флягина и отдаст им дом. Затем Иван набрал заказов и выслал деньги князю. Вернувшись домой, он не застал Груши, узнав, что хозяин куда-то её увёз. В страхе за цыганку он зовёт её на встречу на берег реки и она прибегает, объяснив, что находилась дома в заточении в лесу и перехитрила девок дворовых, скрутив им всем руки при игре в прятки. Чтоб не убить невесту князя он умоляет Ивана расправиться с ней. Он выполняет её просьбу. Сбежав от князя, Флягин встретил по дороге пожилую пару, которая подвезла его. Они рассказали, что их сына берут в кадеты, а них нет денег, чтобы кого-нибудь послать вместо него. Иван соглашается заменить их сына Петра Сердюкова. В городе герой скрыл своё настоящее имя и старики дали ему на дорогу 25 рублей, обещая помогать всю жизнь! Эти деньги Ваня положил в монастырь вкладом за душу любимой, а сам попросился служить на Кавказ. Ему было тошно жить.
Там он пробыл целых 15 лет! В последний день воинской службы он гнался за татарами по реке Койсе, через которую не всем солдатам удалось перебраться живыми. Иван успешно с помощью бечевки с канатом переплыл бурную реку. Полковник не поверил в биографию Ивана, считая его помешанным после нелёгкой речной переправы. В итоге он выхлопотал Флягину чин офицера, но и эта работа не подошла герою из-за маленького слишком дохода. После службы на Кавказе он также получил награду Георгия Первозванного. Потом ему пришлось играть роль черта в театре на Адмиралтейской площади Петербурга. Там он подрался с одним из коллег, который приставал к актрисе, исполнявшей роль феи. Она потом совсем недолго содержала Ивана, но скоро он решил уйти в монахи. Флягин сильно полюбил монастырскую жизнь. Там он вновь работал кучером. Наконец его приняли за благородного человека. В последней 20 главе пассажиры судна, на котором плыл главный герой, вспомнили о бесах, посещавших монахов, и Иван тоже оказался в их числе. Он по словам священников понял, что душа Грушеньки тоже является бесом. Для её изгнания он стал часто молиться и кланяться, но помогли не молитвы, а посещения церкви и строгие посты.
В церкви герой и специально и случайно уронил все свечи. Из-за схимника Сысоя его не стали слишком строго наказывать. Ивана просто посадили в погреб до наступления заморозков, откуда он выбрался благодаря чтению жития святого Тихона, данного ему иноком Терентием. Перед попаданием в это заточение ему ещё раз являлась душа еврея-самоубийцы, от которой его спасла дверь с изображением апостола Петра. Когда душа проходила сквозь эту дверь, то всегда глубоко вздыхала. Из погреба Ивана выпустили, приняв за пророка, предсказывающего войну, и потому что он усердно молился за усовершенствование души. Затем его заперли в пустой избе на огороде, поставив в доме образ "Благое молчание", но он и там не смог исправиться до весны. Теперь он плыл на Соловки для богомоления к Зосиме и Савватию поклониться перед кончиной, так как душа внушает ему в случае войны идти сражаться. Он уже готов снять подрясник и облачиться в армейскую амуницию. Затем Флягин впал в глубочайшую сосредоточенность и пассажиры не осмеливались больше расспрашивать его.
Образы главных героев повести
Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.
Структурную композицию рассказа составляют 20 глав, каждая из которых представляет собой самостоятельный фрагмент жизненного пути Ивана Флягина, небольшой логично оформленный рассказ, имеющий смысловое окончание, тем самым давая развитие сюжетной линии.
В изображении ключевых героев произведения писатель использует некоторые особенности в виде противоречий во внешности, характере и поступках. Внешний вид Флягина, ставшего в конце жизни монахом, имеет богатырское телосложение, широкие формы, высокий рост, а характерными чертами Ивана автор называет его мудрость, способность логически мыслить, но при этом совершать крайне глупые, безрассудные поступки, влекущие непоправимые последствия. Тем самым автор подчеркивает его непростой характер.
В образе возлюбленной главного героя, цыганки Груши, писатель описывает девушку, обладающую страстной, импульсивной натурой, сочетающуюся с добродетельной личностью.
Смысл рассказа Лескова
Ключевой идеей повести литератор рассматривает взаимосвязь человеческой жизни в разрезе его отношения к родине и религиозным понятиям, подчеркнутыми особенностями русской духовной ментальности и выражающимися в встречающихся жизненными разочарованиями, несправедливыми поступками, при этом не теряющими надежду на лучшее будущее и стойкого загадочного оптимизма.
Кроме этой идеи, в рассказе затрагивается иная многообразная проблематика в виде влияния религии на судьбу человека, истинности любовных отношений, социального неравенства, образования, сопоставления монашества и мирской жизни, а также понятия справедливости.