Найти в Дзене
Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ

Острова блаженных или в чем виноваты Шопен и Жорж Санд

Когда в XV веке португальцы добрались до Азорских островов те были необитаемы.

За исключением Канарских островов все остальные группы островов Макаронезии (Азоры, Мадейра с Порту Санту, Кабу-Верде и Селваженш) были открыты в XV веке португальцами. (К слову, название Макаронезия не связано с пастухом Макаром, который сюда телят не гонял, и не с любовью жителей островов к макаронам, а происходит от древнегреческого «Острова блаженных»)

Известные торговцы и мореплаватели древности, основавшие множество колоний во всех уголках Ойкумены - карфагеняне посещали Канарские острова, чему есть археологические доказательства. Предположительно они достигли по меньшей мере одного острова Азорского архипелага – острова Корву. Бесспорным доказательством посещения карфагенян этого острова могли бы стать 2 находки, совершенные, к сожалению, преждевременно.

В 1778 году шведский нумизмат и сын шведского вице-консула в Лиссабоне Юхан Франс Подолин опубликовал статью «Некоторые заметки о путешествиях древних людей», в которой рассказывалось о карфагенских и киренских монетах, найденных на острове Корву.
В ноябре 1749 года после нескольких дней штормовой погоды на побережье этого острова обнажился фундамент разрушенного здания, в котором был найден разбитый глиняный горшок с монетами. Часть монет раздали жителям острова. Но наиболее хорошо сохранившиеся экземпляры были отправлены в Лиссабон, а оттуда 9 монет были переданы известному испанскому историку и нумизмату отцу Флоресу в Мадрид. Отец Флорес изучил и описал эти монеты: к нему попали две карфагенские золотые монеты, пять карфагенских медных и две медные киренские. Отец Флорес в свою очередь подарил их в 1761 году Юхану Подолину, когда тот был в Мадриде по делам.

Рисунок финикийских монет с острова Корву
Рисунок финикийских монет с острова Корву

По сохранившимся рисункам и описаниям монеты датировали не позже конца III века до н.э. К сожалению, дальнейшая судьба монет нам не ясна. Будем надеяться, что они находятся в частных коллекциях и однажды «всплывут» на каком-нибудь аукционе.

Таким образом с некоторой долей вероятности можно говорить о подлинности этой истории. Отнес ли карфагенян к острову шторм или, что кажется менее вероятным, но не невозможным, на острове Корву существовала их колония? В этом случае теория доколумбовых контактов с Америкой приобретет веский аргумент. Остров Корву, один из 2-х наиболее удаленных от Европы остров Азорского архипелага (оба расположены на Американской плите), находится на середине пути если направлять из Лиссабона (бывшей карфагенской фактории Аллис Уббо) на Ньюфаундленд.

О другой находке мы узнаем от историка Дамиана де Гойша из «Хроники принца Жуана», изданной в 1567 году. В ней автор рассказывает о нахождении на северо-западном склоне вулкана острова Корву конной статуи, высеченной из единого камня, смотрящей и указующей на запад перстом на вытянутой руке. На пьедестале статуи имелись непонятные письмена. Статуей заинтересовался король Мануэл и отправил за ней верных людей. Однако руки у них росли не из того места и произведение древнего искусства при перевозке раскололи, наиболее интересные фрагменты (головы лошади и всадника, правую руку и ногу) привезли королю. Успели сделать рисунки еще целой статуи, но они со временем оказались утеряны. Потом еще пару веков местные жители рассказывали предание о статуе всем желающим послушать что-нибудь занимательное.

Статуя должна была бы выглядеть как-то так.
Статуя должна была бы выглядеть как-то так.

В наше время власти Азорских островов прилагают усилия по поиску древних артефактов с целью повысить интерес у туристов, однако бесспорные доказательства, которые могла бы принять официальная наука, все еще не найдены.

Примечательно что сам остров Корву и расположенный неподалеку остров Флореш были открыты последними из 9 Азорских островов в 1452 году, когда мореплаватель Дьогу де Тейве возвращался из экспедиции откуда-то с запада, где он исследовал то ли Большую Ньюфаундленскую Банку, то ли само побережье Ньюфаундленда (ну да, Америку же открыли португальцы, а не какие-то Колумбы).

Все еще спорным остается вопрос когда португальцы узнали об Азорских островах так как сведения о морских путешествиях вплоть до XV века крайне скудны. А портуланы не сильно проясняют ситуацию так как вперемешку с реально существующими на них изображены острова фантастические, среди которых острова Святого Брендана, острова Семи городов или Антильские острова (остатки затонувшей Атлантиды), остров Бразилия, Земля Трески (Ньюфаундленд? ). А реально существующие же острова часто оказываются не на своем месте.

С начала XV века Азорские острова все увереннее занимают свое место на картах. Ближайший к континенту остров Санта Мария обозначен под этим названием на портуланах 1413, 1426, 1435 годов.

И вот на портулане 1439 года, созданном картографом Габриелем де Валсека на Мальорке, уже можно не только увидеть Азорские острова, но даже попытаться прочитать надпись «Эти острова были обнаружены штурманом короля Португалии Диего де ??? в 14 ?? году». Бывают же в жизни досадные случаи. В плохой сохранности надписи на карте виновато не время, а великий композитор Фредерик Шопен и его спутница писательница Жорж Санд. Дело в том, что карта эта хранилась в библиотеке Графов Черногорских в Пальма-де-Мальорке и граф поспешил показать драгоценную карту своим знаменитым гостям, посетившим его резиденцию в 1869 году. Свернутая древняя карта никак не хотела распрямляться и на ее край слуга поставил чернильницу. Бутерброд всегда падает маслом вниз, а чернила всегда разливаются на самую интересную часть документа: в этот раз они разлились на изображение Азорских островов с такой важной для исторической науки надписью.

Портулан 1439 года Габриеля де Валсека
Портулан 1439 года Габриеля де Валсека

В середине XX века надпись расшифровали так: «Эти острова были обнаружены штурманом короля Португалии Диего де Силвеш в 1427 году».