Украина ввела налог на популярные сервисы Facebook, Netflix, Youtube и прочие.
На днях Верховная рада поддержала во втором чтении законопроект, обязывающий компании-нерезидентов оплачивать НДС на онлайн-услуги. Документ дополняет статью 208 Налогового кодекса нормой о налогообложении электронных услуг, поставляемых физлицам на территории Украины, в размере 20%. Таким образом, иностранные онлайн-сервисы, которыми пользуются украинцы, должны будут платить налог за свою фактическую работу в стране.
В чем суть?
В 2021 году Европейский Союз введет новые требования к отчетности по НДС для цифровых торговых площадок и их онлайн-продавцов. Каждой цифровой торговой площадке необходимо будет собирать и перечислять НДС с этих продаж государствам-членам ЕС. Во Франции, первой в ЕС ратифицировавшее данный закон, цифровой налог по-народному прозвали «Налог на Гугл» или налог «GAFA» (Google, Apple, Facebook, Amazon). Отсюда мировые СМИ и прозвали подобные законопроекты.
Украина решила последовать примеру ЕС. Данным законом вводится понятие «электронных услуг» и устанавливается обязанность иностранных компаний, предоставляющих электронные услуги физическим лицам на территории Украины, зарегистрироваться как плательщик НДС и платить 20% налога.
Определение «электронных услуг» было полностью заимствовано автором законопроекта с Директивы ЕС, и предполагает любые услуги, которые одновременно отвечают следующим критериям:
- они предоставляются с помощью сети Интернет;
- они предоставляются автоматически с минимальным вмешательством человека или вообще без него;
- их предоставления предполагает использование информационно-телекоммуникационных систем.
То есть, под налогообложение попадают услуги по предоставлению потребителям цифрового контента с помощью сети интернет. Сюда входят компании, которые предоставляют доступ к облачным технологиям и услуги по рекламе в интернете, мобильных приложениях и других электронных ресурсах. Также электронными услугами можно считать поставки электронных экземпляров программ и предоставление лицензий на использование программ.
Стоит отметить, что такая обязанность возникает только если годовой объем операций по предоставлению услуг превышает 1 млн гривен.
Мировая практика
Эта практика не нова. Так называемый «налог на Гугл» действует уже более чем в 60 странах мира. Как мы уже писали, французский парламент один из первых одобрил налог на цифровые корпорации. Каждая крупная компания в сфере IT, у которой не менее 750 млн евро выручки (из них 25 млн непосредственно во Франции), должна будет заплатить 3% от доходов.
Хоть и большинство крупных компаний, которые попадают под этот налог являются американскими, США не стала исключением. Ведь в большинстве штатов действует «digital tax», который варьируется от 1 до 7%. В Канаде аналогичный налог действует в ряде провинций и составляет от 6 до 9%.
Близлежащие страны – тоже не исключение. К примеру, в Молдове нет законодательных требований к годовому обороту компании. Если компания совершает хотя бы одну дистанционную продажу потребителю из Молдовы, то она обязана зарегистрироваться в специальном электронном кабинете и оплатить 20% НДС. В России такой налог взыскивается также в форме НДС, его ставка составляет 18% от стоимости соответствующей услуги. В Польше введение такого налога по ставке 5% еще обсуждается, доход от него будет предусматривать целевое использование на улучшение системы здравоохранения, поддержку культуры и национального наследия.
За и против «налога на Google»
Позитивные моменты сразу на лицо. По подсчетам авторов закона, новые нормы принесут в бюджет дополнительные 3 млрд гривен.
В то же время, из кодекса исключают норму о «налоге на иностранную рекламу», то есть, украинские юрлица и ФОПы не должны будут платить 20% налога при покупке электронных услуг у иностранных компаний.
Под закон не попадают услуги иностранных интернет-магазинов, поскольку они фактически только способствуют физический продаже товаров и не имеют самостоятельного характера.
Также, законопроектом предлагается существенно сузить существующую НДС льготу для операций с программной продукцией (так называемая «ІТ-льгота»). Такая льгота будет доступна только для украинских компаний, занимающихся разработкой программных продуктов (сейчас льгота касается абсолютно всех операций с программной продукцией).
Однако у этого сплошного позитива есть одно большое «НО». Налоговая ставка для этих услуг ляжет в основу цен и тарифов этих компаний. Поэтому не удивляйтесь, если скоро подорожает подписка Netflix или еще на какой-нибудь ресурс. К примеру, после принятия соответствующего закона в Великобритании, Google сообщил десяткам тысяч своих рекламных клиентов, что он будет взимать дополнительную плату за рекламу, размещаемую в Google и YouTube, в размере 2%.
Также высокая ставка в Украине может повлиять на привлечение инвестиций и приход новых компаний. К примеру, стриминговый сервис Disney+ не представлен на украинском рынке. Захочет ли компания выходить на украинский рынок с такой высокой ставкой – пока неизвестно.
Наполнение бюджета за счет иностранных компаний – это хорошее решение. Но только это в первую очередь ударит по карману украинского потребителя.