Найти в Дзене

Сериал "Душегубы" (2021) - Не тот душегуб, кто убивает, а тот душегуб, кто столько лет убивать позволяет.

Доброго времени суток, уважаемые друзья и читатели моей публикации! Говорят, есть такая поговорка, что у продюсеров мысли одинаковые. "А давайте снимем про реального советского маньяка!" — восклицает один, и мгновенно то же самое приходит в голову еще десяти его коллегам. Безусловно, это любопытный феномен, но не стоит вот так сразу негодовать — сериалы все равно получаются разные. Про ангарского маньяка — тонкий, эстетский, рефлективный "Хороший человек" Константина Богомолова; про Чикатило — добросовестно-несуразный, буратинообразный "Чикатило" Сарика Андреасяна. А теперь вот вспомнили и про витебского душителя Геннадия Михасевича — был и такой, оказывается, в 1971-1985 г.г. он изнасиловал и задушил 36 женщин в белорусском Витебске, Полоцке и окрестностях. Его долго не могли задержать, потому что никто его и не ловил — с точки зрения официальной советской криминалистики серийные убийцы водились только на загнивающем Западе. Но многие дела тем не менее закрывали: арестовывали кого ни

Доброго времени суток, уважаемые друзья и читатели моей публикации! Говорят, есть такая поговорка, что у продюсеров мысли одинаковые. "А давайте снимем про реального советского маньяка!" — восклицает один, и мгновенно то же самое приходит в голову еще десяти его коллегам. Безусловно, это любопытный феномен, но не стоит вот так сразу негодовать — сериалы все равно получаются разные. Про ангарского маньяка — тонкий, эстетский, рефлективный "Хороший человек" Константина Богомолова; про Чикатило — добросовестно-несуразный, буратинообразный "Чикатило" Сарика Андреасяна. А теперь вот вспомнили и про витебского душителя Геннадия Михасевича — был и такой, оказывается, в 1971-1985 г.г. он изнасиловал и задушил 36 женщин в белорусском Витебске, Полоцке и окрестностях. Его долго не могли задержать, потому что никто его и не ловил — с точки зрения официальной советской криминалистики серийные убийцы водились только на загнивающем Западе. Но многие дела тем не менее закрывали: арестовывали кого ни попадя, судили и сажали, а кое-кого даже успели расстрелять.

Совсем недавно в соцсетях разгорелся спор — дискутировали о странном интересе телеканалов и онлайн-площадок к маньякам. Напомню, за последнее время были выпущены «Хороший человек» (на START) и «Тень за спиной» (НТВ), оба сериала — экранизация «дела ангарского маньяка», на ОККО вышел проект «Чикатило», а Ксения Собчак взяла интервью у реального скопинского насильника, чем вызвала шквал критики. Я разделяю эмоции возмущающихся: у нас действительно мало снимают о психологии настоящих героев, потому что «добро — это скучно» и несмотрибельно», зато с болезненным интересом препаририруют на экране истории недолюдей. И в этом смысле НТВ и Amediateka сильно рисковали, запуская посреди горячей дискуссии сериал с говорящим названием «Душегубы». Но на деле проект оказался прелюбопытным по нескольким причинам. Во-первых, настоящий герой тут не витебский маньяк, задушивший за 14 лет (с 1971 по 1985 год) 36 женщин, а следователь, пытающийся распутать весьма непростое дело. Во-вторых, под «душегубами» создатели сериала («АМЕДИА Продакшн», режиссер Давид Ткебучава) подразумевают не только маньяков, но и слуг Системы, не позволяющих вскрывать неудобную правду.

И только когда стало совсем очевидно, что происходит что-то из ряда вон выходящее, в Витебск командировали орду опытных сыщиков, в том числе следователя по особо важным делам прокуратуры БССР Николая Игнатовича. Он настоял на объединении всех дел в одно.

В первой серии мы видим, как в 1984 году в Витебск приезжает старший следователь минской прокуратуры Леонид Ипатьев (Сергей Марин). Ему предстоит расследовать дело об исчезновении инспектора ГАИ и служебного «УАЗика» в местном лесмассиве. В ходе поисков пропавшего сотрудника милиционеры находят тело изнасилованной и задушенной студентки. Ипатьев считает, что ее смерть может быть связана с исчезновением инспектора, и предлагает расследовать оба случая как одно дело. Дело об убийстве студентки поручено местному следователю Михаилу Шахновичу (Александр Самойленко), который сначала поддерживает минского коллегу, охотно делится с ним материалами и хвалит за озарения при расследовании. Отношения портятся после того, как Ипатьев случайно из архивных материалов узнаёт, что за последние 10 лет в области задушили и изнасиловали 36 женщин, а все эти дела вёл Шахнович.. Большую часть дел он успешно «раскрыл»: произошедшее признали самоубийством, либо вину на себя взяли мужья и любовники погибших. Но Ипатьев понимает, что все дела нужно отправлять на доследование из-за несостыковок. Тогда Шахнович решает как можно скорее закрыть дела о пропаже инспектора и убийстве студентки, чтобы Ипатьев вернулся в Минск, ради чего он готов на любые должностные преступления.

В Витебске, у Ипатьева начинается роман с девушкой по имени Ольга (Зоя Бербер), брат которой может быть замешан в убийстве ГАИшника. Но этому в первых эпизодах уделяется совсем мало внимания — равно как и личности маньяка-душителя, которого пока показали лишь в паре коротких флэшбэков. В реальной жизни Михасевича очень долго не могли вычислить, в том числе потому, что он состоял в народной дружине и сам «помогал» расследовать убийства. За его преступления осудили 14 человек, один из которых был приговорён к смертной казни и расстрелян. Задержали убийцу только в 85-м.

Выбрав элементарную формулу противостояния плохого и хорошего следователей, авторы «Душегубов» сумели построить сильное начало сериала без лишних сюжетных линий и провисающих моментов. Каждая сцена — это либо ход Ипатьева, направленный на поимку истинного преступника, либо контратака Шахновича, причем матерый советский служака с развитием сюжета использует всё более грязные приёмы. Центральная дуэль следователей получилась такой яркой и напряженной, что на ее фоне не обращаешь внимание, насколько просто снят и написан этот сериал. "Душегубы" — в буквальном смысле детектив от НТВ и «милицейский сериал», он не претендует ни на что, кроме рассказывания истории. Сцены в духе «маньяк идет ночью за жертвой» сняты бесхитростно: вот рельсы, вот маньяк, вот жертва... Неподвижная камера, средний план без каких-либо операторских или режиссерских изысков.

В противопоставлении взглядов и методов двух следователей нет ничего оригинального или необычного — равно как и в символизме борьбы человека старой советской закалки с носителем более гуманистических взглядов. Это простой механизм, который позволяет зрителю как можно быстрее разобраться, что происходит в сериале и за кого тут нужно болеть. Но, несмотря на всю простоту концепции, уже по первым сериям можно похвалить работу сценаристов.

Во-первых — за подход к теме, который позволяет воспринимать жуткую историю Михасевича как обычный детектив. Сделав главным героем и главным антагонистом следователей, «Душегубы» ушли от смакования подробностей преступлений. При этом сериал внимателен к деталям — в одной из сцен герои просто обсуждают огромный список с именами жертв и причинами смерти, и это пробирает не меньше, чем любая кровь в "Чикатило".

Чем хорош сериал — химией, возникающей между двумя актерами: Александр Самойленко, играющий Шахновича, — такое обаятельное зло вроде Мюллера, Сергей Марин в роли Ипатьева — типичный «комсомолец с горящими глазами» из советского кино, который, однако, способен в момент превратиться в супермена — герой прекрасно дерется, лихо водит в машину и знает, как вести себя с женщинами, он такая помесь Николая Еременко из «Пиратов XX века» и Боярского-д Артаньяна — «усы и шпага — все при нем». Актеры мастерски изображают ненависть — она почти классовая, персонажи олицетворяют два противоположных образа мысли, два типа мужского поведения. Действительно душный, как на это намекает название сериала, персонаж Шахновича — явный абьюзер, привыкший давить силой и авторитетом «корочки». Ипатьев же — джентльмен, не лишенный сострадания даже к оступившимся людям, — все в духе сегодняшних трендов в индустрии.

Сериал снят в хорошем темпе, зритель находится в постоянном напряжении и по ходу повествования подозревает всех, даже Шахновича с Ипатьевым. Создатели проекта, кстати, применили к образу Ипатьева правило нуаровских детективов (хотя по жанру «Душегубы» — ретро-детектив): персонаж имеет за плечами «страшную тайну», он явно травмирован прошлым, и заинтригованному зрителю очень хочется разрешить эту загадку. Помимо двух главных героев отмечу роль Сергея Чиркова, играющего молодого оперативника, который, наблюдая за схваткой старших коллег, меняет систему ценностей и представления о профессии и жизни. «Ретро» отработано в сериале вполне себе адекватно: как говорит Сергей Чирков, забавно носить ту же одежду (водолазки под костюмы, тенниски «а-ля аддидас»), в которой видел своего отца на фотографиях, и ездить на той машине, о которой отец мечтал («Жигули», разумеется).

Женщины в "Душегубах" представлены колоритными образами — пышные завивки, голубые тени, пестрые шарфики — как несказанная импортная роскошь… Лирическая линия держится на Зое Бербер — в ее героиню, печальную красавицу-продавщицу универмага, влюбляется Ипатьев и именно ее шантажирует судьбой неблагополучного братца Шахнович. Одевается героиня в шелковые комбинашки, нежные платья с плиссировкой, халатики… И комбинашки, и шарфики, и польские тени, как помнят зрители старшего поколения, приходилось в ту пору добывать у фарцовщиков, а те брали товар у иностранных студентов или у скупщиков краденого — и это тоже показано в сериале. Как и подпольные занятия карате, и с трудом добываемый в магазинах алкоголь.

Смотришь, вспоминаешь ту эпоху и диву даешься: даже у работников прокуратуры не было никаких особенных привилегий, не говоря уже о технических средствах, мобильники были только в проекте, сообщения другу другу оставляли либо записками, либо передавали на словах через людей, и для работы по поиску преступников приходилось ножками обегать кучу адресов, зависать в архивах, напрягать собственные извилины, применять метод дедукции. А сейчас? В любой фирме средней руки имеется служба безопасности, сотрудники которой нажатием на одну кнопку получают систематизированный отчет на каждого человека, его связи, поездки, имущество… Вот это постоянное сравнение «тогда» и «сейчас», конечно, производит впечатление, а также душераздирающие факты: в реальном деле витебского маньяка Геннадия Михасевича было совершено порядка 10 судебных ошибок, около 200 сотрудников правоохранительных органов — всех этих душегубов, которые препятствовали расследованию, выносили приговоры невинным людям, а на деле помогали маньяку, — потом, когда состоялась поимка серийного убийцы, наказали, лишили наград, а один получил тюремный срок. Несправедливо посаженных по этому делу отпустили на свободу и реабилитировали, но ведь одного расстреляли, а другой ослеп в местах лишения свободы…

Правда вышла на свет благодаря одному человеку — да-да, у Ипатьева есть реальный прототип — следователь Николай Иванович Игнатович, который смог противостоять целой Системе и доказать на деле, что и один в поле воин. По воспоминаниям современников, он действительно был человеком интеллигентным, тактичным и эрудированным, может, потому и ушел из жизни рано — не выдержало сердце. И в этом смысле «Душегубы» можно рассматривать и как дань уыважения честным людям, благодаря которым зло все-таки не остается без наказания.

Резюмируя сказанное, режиссёрская подача этой картины очень проста, как собственно была проста и жизнь в советском обществе… Обществе, которое шагало к полной победе коммунизма… А какими шагами шагало никто об этом и знать не должен… В картине нет никаких спецэффектов, она не перегружена музыкально и только операторские картинки гостиницы «Десна», универмага и белорусской деревни советских времён придают ностальгический колорит проекту… Всё как то уныло, застойно и по-советски…

Да и самое главное, в финале попробуйте себе задать вопрос: "Так кто же ДУШЕГУБЫ в этом сериале? И с кем было надо бороться?"

Всем рекомендую к просмотру…!

Спасибо за внимание к моей публикации!