Нет никакого воспитания, есть только дрессировка, которую все и считают "воспитанием", а истинное воспитание просто естественный процесс развития, но на который можно влиять через формирование у ребенка определенных навыков и умений через создание вокруг ребенка соответствующей (читай образовательной) среды.
Другими словами дети в первую очередь всегда будут четким и однозначным отражением своих родителей и их внутреннего мира, точнее, тех людей, кто будет с ними рядом бОльшую часть суток в течение первых 3 лет жизни ребенка. Во вторую очередь примеры поведения они будут брать из окружающей их среды.
Ясли и садик
Поэтому, если у вас дети ходят в ясли с 1.5 лет не удивляйтесь, когда начнете замечать у них привычки несвойственные вашей семье - ведь ребенок видит кроме вас и воспитателей (которые в яслях заменяют им родителей) и очень четко перенимает на себя и их поведение. А если вас он видит два часа в день, а воспитателей 5-6 часов, как вы думаете, чье влияние будет более весомым?
Так устроен мозг ребенка - ему нужно очень быстро узнать мир вокруг для начал процесса собственного освоения и созидания, поэтому все взрослые вокруг него будут для ребенка примером КАК жить в этом мире и как точно себя везти в той или иной ситуации (наблюдая за поведение окружающих в соответствующих ситуациях).
Учитывайте это, когда будет выбирать для ребенка няней и воспитателей - отбирайте тщательно, чтобы дети смогли впитать от них только полезные и важные привычки (по ВАШЕМУ мнению).
Школа
Тоже самое со школой - преподавателей отбирайте не просто теоретиков, а обязательно высококомпетентных практиков в своем деле, потому что просто пересказанная теория крайне бесполезное знание - знания обязательно должны подкрепляться практическим опытом, а ребенок всегда больше чувствует, чем слышит или видит, и вот как раз отсутствие опыта в тех вещах о которых преподаватель будет рассказывать ребенок считает мгновенно - уровень авторитетности такого человека для ребенка сразу упадет, а значит и восприятие такой информации будет на низком уровне.
Вы и сами, наверняка замечали, что слушать выступление любого практика всегда на порядок интереснее (ты просто залипаешь), чем даже очень важную для вас речь профессора, но теоретика.
Никаких наказаний, тем более физических
Если хотите воспитать уверенного в себе ребенка, никогда не повышайте голос на малыша и никогда не ругайте его - ребенка просто не за что ругать в приниципе!
Ну разбил чашку. И чего? Он, что ее разбил с целью разбить (а если да, то значит ВЫ так сделали когда-то и показали ему такой пример)? Скорее всего он разбил ее случайно - отвлекся, не рассчитал своей силы или ловкости - в любом случае ВСЕ ЭТО ПРОЦЕСС ЕГО ОБУЧЕНИЯ? Вы что, считаете, что стоит ругать ребенка за его обучение? Это жизнь.
Лучше поскорее обнимите его, поинтересуйтесь не порезался ли он и спросите нужна ли ему помощь? Если он совсем малыш, то молча уберите последствия и поставьте новую чашку. Как говорится, сами покажите пример достойного поведения.
Дети НЕ будут обзываться, если среда в которой они живут устроена БЕЗ обзываний. В детском садике дети обзываются, что же теперь его в садик не водить? - ну да, если хотите, чтобы ребенок не обзывался вам необходимо найти для него соответствующий садик.
Теория без практики - не усваивается.
Поэтому:
- не тратьте силы на устные наставления ребенку о том, как ему необходимо везти себя в определенных ситуациях в которые он еще не попадал;
- если уж вы решили устно впихнуть в ребенка какое-то новое правило поведения, то не забудьте и сами ему следовать в реальной жизни - потому как в случае различающейся теоретической и практической сторон искомой ситуации в мозгу отложится только практическая;
Как видите, то каким будет ваш ребенок зависит полностью от родителей - их поведения, и их "среды обитания". Да, и не тешьте себя возможностью скинуть что-то на гены - "это он в бабушку", "это он в дедушку" - генетика лишь определяет стартовую позицию и скорость усвоения/развития - строительный материал для мозга ребенка все равно полностью берется из внешней среды.
P.S. Самое главное
Безусловно, не зря говорят, что взрослые те же дети - я, например, специально показываю собственное развитие во всех внутренних деталях и аспектах, чтобы был виден процесс формирования собственной личности в детстве и процесс последующей личной корректировки этой уже сформированной личности исходя из текущих жизненных потребностей.
И этот процесс развития личности не имеет окончания и будет (лично у меня) продолжаться до конца моей земной жизни. И мои дети, в свою очередь, формируют свои личности еще и под влиянием процессов корректировки моей личности! Т.е. чем раньше вы начнете реально развиваться, тем выше будет ваш уровень развития в момент появления у вас детей и тем БОЛЬШЕ вы сможете в них заложить и для них создать, тем самым поможете им начать их собственное развитие с БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ступени, чем начинали вы сами.
Ну и самое, самое главное - всегда искренне любите своих детей и показывайте им это в любой ситуации, особенно на людях. Всегда их обнимайте (про количество обнимашек читайте подробнее, например, на gazeta.ru), всегда их защищайте (я про лет так до 16), всегда говорите им как сильно вы любите их и их маму/папу.