Найти тему

Не говорит ребенок? Что делать?

Оглавление

Наш сайт: womanma.ru

Признаки и причины задержки речевого развития

Речь в жизни человека играет очень важную роль. Этому искусству каждый подрастающий малыш учится постепенно. Кто-то начинает четко проговаривать слова в 1,5 года, кто-то – на исходе трех лет. Но нередки случаи, когда врач ставит диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). Каковы же признаки задержки речевого развития у ребенка дошкольного возраста и каковы причины этого неприятного явления? Эти вопросы волнуют каждую маму, столкнувшуюся с данной проблемой.

Причины возникновения речевой задержки

Каждый малыш отличается своей индивидуальностью. Она касается врожденных особенностей и приобретаемых навыков. При этом специалисты выделяют прямые и косвенные условия развития ЗРР. Первые делятся на две группы: внутренние и внешние. Прямые внутренние факторы, способствующие отставанию в речи, связаны с физиологией:

Нарушения деятельности ЦНС.
• Проблемы со слуховым аппаратом.
• Генетические особенности.
• Инфекции, поражающие нервную систему.
• Травмы головного мозга.

Внешние обстоятельства связаны с окружением, в котором растет ребенок. Во-первых, это недостаточное общение. Малыш, который слышит мало речи, особенно обращенной к нему, испытывает трудности с произношением и усвоением новых слов.

Вторым негативным фактором является, наоборот, переизбыток речевой информации. Такая ситуация складывается, когда дома работает много шумной техники (телевизор, радио), члены семьи разговаривают много, но быстро и нечленораздельно. Такой фон провоцирует задержку речи у ребенка.

В-третьих, отрицательное воздействие оказывают стрессовые состояния. Если в семье часто случаются ссоры и скандалы, малыш испытывает эмоциональное и психологическое напряжение. Оно может вылиться в более поздний старт функционирования речевого аппарата.

В-четвертых, неблагоприятное влияние оказывает чрезмерная опека над чадом. Предугадывание детских желаний и стремление взрослых в любой момент их исполнить оборачивается отставанием в развитии речи. Зачем что-то говорить или просить, если все исполняется с полувзгляда.

Не менее важны и косвенные факторы, влияющие на формирование речевого способа общения. Первая группа опосредованных провоцирующих условий связана с беременностью мамы и родами. Сюда относят:

• асфиксию;
• гипоксию;
• недоношенность;
• переношенность;
• травмы при родах;
• внутриутробные инфекции.

Косвенно в причинах ЗРР могут быть виноваты такие серьезные заболевания как менингит, энцефалит, корь, скарлатина, а также ослабленный иммунитет. К условно косвенным нередко относят принадлежность к мужскому полу. Статистика показывает, что данная проблема встречается у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек.

Признаки задержки речевого развития

Груднички до года

• Отсутствие эмоциональной реакции на мамин голос.
• Малыш не поворачивает голову на звук (в 3-4 месяца).
• Отсутствие лепета у 9-месячного ребенка.

Малыши от 1 до 2 лет

• Не произносят элементарных слов: мама, папа, дай, баба.
• Не показывают по просьбе предмет или знакомого человека.
• Давятся пищей при жевании и проглатывании.

Дети от 2 до 3 лет

• Словарный запас ограничен и насчитывает менее 20 слов.
• Малыш не находит по просьбе предмет, находящийся вне поля зрения.
• Неспособность составлять словосочетания хотя бы из двух слов.

Ребенок в 3 года

• Непонятная для взрослых и детей речь.
• В разговоре нет простых предложений, только слова.
• Игнорирование местоимений, наречий, склонений.
• Быстрая речь без проговаривания окончаний.
• Непонимание и неиспользование прошлого и будущего времени.

Дети от 3 до 5 лет

• Малый словарный запас и плохое запоминание новых слов.
• Сложности с произношением шипящих звуков.
• Отсутствие в детской речи союзов и союзных слов.

Дошкольники старше 5 лет

• Трудности с некоторыми звуками: «Р», «Л».
• Отсутствие эмоциональной составляющей в речи.
• Использование только простых фраз.
• Игнорирование некоторых частей речи.
• Неумение описать картинку или пересказать мультфильм.

Интенсивное формирование речи происходит у детей в период до 7 лет. Когда терапию начинают слишком поздно, у малыша остается недостаточно времени для усвоения грамматических и лексических основ языка. К концу каждого возрастного периода ребенок должен освоить соответствующие речевые навыки. Если их нет, то родители должны насторожиться и уделить малышу повышенное внимание.