Найти тему
Станислав Притчин

Подходы глобальных держав к Центральной Азии

Оглавление

Интерес ключевых игроков в регионе Центральной Азии определяют безопасность и экономика, поэтому говорить о том, что они преследуют какие-то идеалистические цели, можно в меньшей степени», – заявил Станислав Притчин, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, в эфире программы «Мнение эксперта» Фонда Горчакова.

По его мнению, присутствие западных игроков в регионе носит идеологизированный характер, так как прямых экономических интересов у них нет.

В рамках прямого эфира были подняты вопросы о роли региональных и ведущих акторов в Центральноазиатском регионе, их целях и мотивах, а также о соседских отношениях между пятью странами ЦА.
В рамках прямого эфира были подняты вопросы о роли региональных и ведущих акторов в Центральноазиатском регионе, их целях и мотивах, а также о соседских отношениях между пятью странами ЦА.

По словам эксперта, в центрально-азиатском регионе создаются форматы сотрудничества, в которых пытаются объединить все пять стран региона и работать с ними одинаково в рамках этих объединений.

Например, американцы в 2014 году создали площадку С5+1, затем активно подключились в развитии подобного рода форматов Россия, Китай, Южная Корея, Япония.

Притчин отмечает, что все внешние акторы пытаются создать в какой-то степени площадку взаимодействия со всеми пятью игроками, но это как раз больше на уровне политического конструирования и форматирования региона и сотрудничества с ним.

С точки зрения прагматических интересов впервую очередь стороны предпочитают работать в двухстороннем формате, полагает он.

«Несмотря на то что географически пять государств находятся в одном регионе, они настолько разные, что одинаково подходить к работе с каждым из них невозможно. У всех свои геополитические особенности, экономические характеристики, политические процессы в каждой из них происходят по разному», – считает Притчин.

Для того, чтобы политика была более эффективной приходится применять индивидуальный подход к каждой из них. Учитывая, что появляются новые разделительные линии в регионе. На этом фоне неожиданно для всех разгорелся воруженный конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана.

О таджикско-кыргызском конфликте

Конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном к сожалению перерос из просто пограничного в определеящий международные отношения в ЦА. Любые контакты и передвижения лидеров стран рассматриваются как поиск союзника и тех кто поддержит одну из сторон конфликта, подчеркивет эксперт.

"Стоит отметить что президент КР Садыр Жапаров совершил визит в Турцию, а в это время глава Узбекистана прибыл в Таджикистан. Естественно все обозреватели смотрят на эти события через призму: появляется ли тема роста сотрудничества в военной сфере, какие-то сигналы", - добавил он.

Об интересах Сеула и Токио в ЦА

Флаги Южной Кореи и Японии
Флаги Южной Кореи и Японии

По его словам, все более-менее крупные игроки на территории Евразии и за ее пределами заявляют о своих интересах в этом регионе и в разной степени успешности, интенсивности и масштабности проводят свои программы по сотрудничеству.

В отношении Южной Кореи и Японии нужно смотреть на специфику. У первой достаточно серьезное представительство диаспоры. Корейцы как население меньшинства практически представлены во всех странах региона.

По его мнению, Южная Корея достаточно активно продвигает экономические интересы. Одним из крупнейших проектов в автомобилестроении был реализован как раз в Узбекистане, который практически заново позволил перезапустить этот сектор промышленности республики.

- Что касается Японии, то у нее несколько другие цели. Во многом это была помощь странам региона попытаться выстроить свои независимые модели. Отчасти на первом этапе это было продиктовано скрытой конкуренцией с Китаем, который сразу же заявил о своих интересах, но и географически КНР гораздо ближе.

"Япония в начале 90-х годов была гораздо продвинутее в экономическом плане и масштабнее по сравнению с Китаем. И поэтому она достачно активно выстраивала отношения со странами Центральной Азии, особенно это было заметно в образовательной сфере. Практически во всех этих странах есть ассоциации выпускников японских вузов, то есть были специальные программы для студентов ЦА которые учились в Японии. Именно они потом продолжали быть связующим звеном с Токио", - отмечает Притчин.

«Мягкая сила» Турции

Братскую стелу «ТЮРКСОЙ» в городе Ош. Кыргызстан/ИА Кабар
Братскую стелу «ТЮРКСОЙ» в городе Ош. Кыргызстан/ИА Кабар

"Сегодня мы можем наблюдать, что активно политизируется присутствие Турции, хотя она включилась в геополитическую борьбу за влияние в регионе достаточно давно, используя свою культурную и языковую близость с народами ЦА", - рассказывает эксперт.

Однако в самой Турции произошел раскол между Эрдоганом и Гуленом, а школы последнего были знаковыми образовательными учреждениями - очень серьезный инструмент "мягкой силы" по наращиванию влияния.

Он отмечает, что разрыв и требование официальной Анкары закрыть данные школы в странах региона привели с одной стороны в некоторых государствах к серьезному ухудшению влияния, а с некоторыми даже и поссорились.

"Сегодня в Кыргызстане снова разворачивается скандал вокруг гюленовских лицеев. Ранее президент КР Алмазбек Атамбаев отказался закрывать их, а сегодня этот вопрос снова видимо поставлен перед новым властям. И интересно как поступят в этом вопросе новые руководители Кыргызстана", - подметил Притчин.

Влияние США в регионе Центральной Азии просели

Формат сотрудничества С5+1
Формат сотрудничества С5+1

Эксперт также отметил, что интересы и влияние США в регионе Центральной Азии просели после закрытия военных баз в этих странах.

«Мы видим, что практически у всех внешних игроков есть свои инструменты и уникальные ниши, где они пытаются продвигать свою повестку и предлагать помощь. С точки зрения военного сотрудничества, политического диалога, географической близости, два внешних ключевых игрока для Центральной Азии – это Россия и Китай», – отметил эксперт.

По его словам, сейчас США в рамках выхода из Афганистана пытаются каким-то образом реанимировать свое присутствие в регионе, но сегодня ситуация совершенно другая - нет согласия других геополитических игроков как Россия и Китая как это было после теракта 11 сентября 2001 года. Тогда все поддержали США и согласились на логистическую поддержку операции в Афганистане.

«Мы видим, что сегодня идет конфронтация между США и Китаем, Москвой и Пекином. И в таких условиях конечно же для обеспечения региональной безопасности в интересах самой ЦА и игроков: Россией и Китаем присутствие США во многом недопустимо», - добавил он.

Для Вашингтона интересы в Центральной Азии в большей степени обусловлены геополитической борьбой потому, что регион важен непосредственно с точки зрения непосредственной границей с РФ и КНР.

Центральная Азия является стратегически важным регионом. Экономическое, политическое, а в лучшем случае военное присутствие здесь - это серьезный инструмент, который позволяет поддерживать США статус глобальной державы, сохранение и наращивание своего влияния. Это следующие задачи:

- Выступать альтернативным внешним политическо-экономическим игроком для региона, чтобы не было серьезной зависимости от России и Китая

- Продвижение свой повестки, для того, чтобы создавать проблемы для своих оппонентов. Они действуют в регионе, к сожалению, как дестабилизирующий игрок, который старается использовать все сложности и противоречия в своих интересах. (на примере цветных революции).

Узбекистан становится лидером в регионе

Флаг Узбекистана/пресс-служба правительства РУз
Флаг Узбекистана/пресс-служба правительства РУз

Аналитик считает, что после прихода в Узбекистане к власти Шавката Мирзиёева в стране произошли изменения, которые кардинальным образом пересмотрели региональную повестку. Следует учитывать важность Узбекистана, так как он находится в центре ЦА и граничит со всеми странами региона.

"То есть до 2016 года, пока не изменилась власть, Узбекистан был разделяющим государством, потому, что очень жестко выстраивалась его повестка к соседям, а после она развернулась и превратилась в "мост". И, как раз вокруг региональных инициатив Ташкента, переформатировалась повестка дня, а сейчас достаточно активно развивается пятисторонний формат сотрудничества стран Центральной Азии", - отмечает Притчин.

Поэтому, любого рода форматы, такие как "С5+Россия" и "С5+Китай", они весьма важны и позволяют региону иметь возможность для сотрудничества, однако, у центрально-азиатского региона есть своя площадка, которая позволяет достаточно оперативно решать насущные вопросы.

«Для Узбекистана ключевой задачей в регионе является поддержка внутреннего развития и создание экспортно-ориентированной экономики, но любой экспорт предполагает, что должны быть рынки сбыта. Поэтому Ташкенту стало тесно в своих границах и для дальнейшего роста ему нужны другие рынки - в первую очередь рынки соседей», - добавил он.

В этой связи произошел и пересмотр региональной политики: быть более проактивным и иметь добрососедские отношения с соседями. Вот Узбекистан таким образом пытается продвигать повестку.

Конечно, Ташкент старается избегать определения своей внешней политики, как стремление к интеграции в регионе потому, что она происходит в рамках Евразийского экономического союза.

Из пяти стран ЦА, сегодня в ЕАЭС входят Кыргызстан и Казахстан, а с декабря 2020 года Узбекистан является наблюдателем и сейчас присматривается к объединению. В пятерку крупных торгово-экономических партнеров РУз входят Россия и Казахстан, соответственно, развивать отношения с соседями в рамках интеграционного объединения гораздо проще.

Поэтому, Узбекистан старается находить ниши для регионального диалога в рамках "пятерки", не касаясь экономических вопросов, а фокусируясь на политике и добрососедстве, не затрагивая торгово-экономические аспекты, которые фокусируются в рамках ЕАЭС.

Здесь каких либо противоречий, либо инициатив Узбекистана по региональному диалогу и интеграции в рамках ЕАЭС нет. В целом, достаточно конструктивно ведется работа по всем направлениям, без каких-либо конфликтов.