Индия имеет два основных многоцелевых истребителя для завоевания превосходства в воздухе - французский Dassault Rafale и русский, но производящийся по индийской лицензии Су-30МКИ. Нью - Дели в настоящее время эксплуатирует около 270 Су-30МКИ и 23 Dassault Rafale.
Два индийских истребителя различаются по идеологии производства и отражают восточную и западную инженерные мысли в области авиационной техники. Возникает вопрос - что из двоих лучше в прямом бою или в так называемом воздушном бою. Рассмотрим основные достоинства и недостатки двух индийских истребителей.
На первый взгляд, если рассматривать официальные размеры двух истребителей, Dassault Rafale меньше по длине, ширине и высоте по сравнению с Су-30МКИ. То же самое и с общим весом двух истребителей, где разница почти вдвое, то есть 10 100 кг весит французский самолет, 18 400 кг - русский. Оба истребителя имеют по два двигателя, но мощность двух российских двигателей по 123 кН предполагает, что Су-30МКИ будет иметь в этом преимущество.
Тем не менее, это не так. Оба истребителя летают с одинаковой скоростью около 2 Махов, но у французов есть небольшое преимущество в тяговом усилии - 1,13 у Dassault Rafale против 1,05 у российского представителя. Но рейтинг маневренности у российского истребителя снова лучше французского. Это неудивительно, ведь Россия является лидером в создании высокоманевренных истребителей.
О чем нам говорят эти характеристики? Хотя российский истребитель маневреннее, чем французский, при той же скорости полета французский Dassault Rafale легче, а преимущество в тяге делает его более маневренным. Французскому истребителю нужно меньше топлива, чтобы добиться того, что сделал бы русский. То есть Су-30МКИ мощный, а французский Dassault Rafale более маневренный и «жалящий».
Иначе обстоит дело с одним из важнейших компонентов двух истребителей - ракетой средней дальности класса "воздух-воздух". Французы оснастили свой Dassault Rafale MBDA Meteor, а русские - Р-77 (РВВ-СД). Российская ракета имеет преимущество перед французской по двум важнейшим показателям - дальности и скорости полета. Т.е. Р-77 имеет на 60 км дальности больше, чем у французской ракеты, а скорость на несколько единиц выше. Не будем забывать об одном из основных обобщающих показателей этого типа ракет - рейтинге The Beyond Visual Range, который в пользу российского истребителя.
Осталось сообщить еще один показатель -мнение летчиков.
The Times of India интервью с французскими летчиками:
Бангалор: Если есть что-то, что французские "Рафаль" умеют лучше всего, так это воздушный бой. Маленький и угрожающий, "Рафаль" может быстро влетать и выходить на короткие расстояния, быстро поражая вражеский самолет.
Пять французских пилотов пролетели на Rafale весь путь от Франции до Бангалора - более 5000 миль. «Мы прилетели с тремя дозаправками воздух-воздух. Это был прекрасный полет: два истребителя следовали за топливозаправщиком впереди. Перед прилетом в Индию у нас была остановка в ОАЭ .», - сказал The Times of India пилот "Rafale" Плу Винаж.
Винаж сказал, что у французского "Rafale" превосходная электроника и кабина. «Он может делать 1,8 маха, 9G и угол 30 градусов. Это отличный самолет для полета. Прекрасная управляемость и маневренность».
Каким он видит "Rafale" с F-16, F-18 и Су-30? «Rafale легкий и фантастический, когда речь идет о боях в непосредственной близости. F-16, F-18 и Су-30 - более тяжелые самолеты для полета. Су-30 действительно массивен и требует много энергии и топлива. . Но это похоже очень мощный самолет».
Винаж говорит, что преимущество Rafale заключается в воздушном бою. «Мы можем атаковать быстро, когда самолеты находятся близко. Вооружение смертельно. Не многие самолеты могут вести воздушный бой так же хорошо, как Rafale».
Винаж сказал, что одни из лучших его летных моментов были во время индо-французских учений. «Мы сражались на Rafale, а индийские ВВС - с Су-30. Именно тогда мы хорошо рассмотрели самолет. Первой мыслью, которая пришла мне в голову, была мощность Су-30 - это сила и мощь. Если бы не воздушный бой, я бы выбрал Су-30».
Разве это не ответ на вопрос почему Индия закупила французские самолеты? В зависимости от ситуации, Индия сможет использовать Dassault Rafale для неожиданного и быстрого включения в ближний бой, а российские Су-30МКИ с их более тяжелым весом и мощными двигателями для участия в заранее запланированных воздушных операциях?
«Мы можем быстро ударить, когда самолет будет приближаться. Оружие смертельно опасно. Не многие самолеты могут вести воздушный бой так же хорошо, как Rafale », - говорит один из французских пилотов.
Считаете ли Вы, что французские самолеты дополняют индийские Су-30 МКИ, но не конкурируют?