Друзья, рады, что вы с нами. Прошло уже довольно много времени с того момента, как мы обещали ответить на заданный в осуждении вопрос: «Как вы придумываете миры?» Мы постоянно отвлекались – на «Проект "Одиум"», рассказы, основной проект, обещанное дочитывание книг друзей, которые читаются медленно, потому что времени не хватает. Ну и работа, конечно, да-да. Ещё и работать надо… Н-да.
В общем, на тему мироформизма (честно позаимствуем термин у Желязны) у нас было две статьи – «В поисках сюжета» и «Научная фантастика и страшный Обоснуй». Совесть нас замучила, и мы решили продолжить, надеясь, что будет интересно, а кому-то, может быть, и полезно.
Итак, с чего всё начинается… С мира. Если хотите, с создания Вселенной, но вместо «Да будет Свет!» звучит… А всякий раз по-разному звучит. Но это всегда что-то уровня «планета», «материк», «государство»… Ситуации, когда идёшь по улице, смотришь – самолёт пролетает, разрезая тучи, и «О! Идея!» – крайне редки, и обычно служат основанием для коротких рассказов вроде вот этого. Да и в случае «Безопасной среды» больше времени ушло на то, чтобы «увидеть» мир, в котором возможны описанные события. Хотя самих описаний этого мира в тексте практически нет.
То есть миры можно создавать, идя либо от частного к общему, либо от общего – к частному. Первый случай – это как раз уже описанная ситуация: возник персонаж, персонаж породил ситуацию, ситуация – мир, в котором она возможна. Второй случай – возникла идея мира, её конкретизация породила проблемы, проблемы потребовали героев для их разрешения.
Но как бы вы не создавали мир, есть одно ключевое условие: его целостность. Это то главное, что сделает из мира богатые и убедительные декорации для приключений героев. И тут мы дадим один совет: какой бы мир вы ни создавали, опирайтесь на известные научные знания. Причин для этого две.
Первая – требование той самой целостности. Любое допущение тянет за собой кучу дополнительных условий и допущений. Например, вы описываете землеподобную планету (отличия не оговариваются, значит землеподобную), на которой у вас растут деревья высотой 300 метров. «Минуточку, – скажет любой человек, который более-менее в теме, – максимально достижимая высота дерева в таких условиях – 130 метров. Дальше не получится, капиллярный эффект не даст». И вы начинаете придумывать обоснования, почему так получается, доходите до того, что «тут свойства воды такие» и вдруг понимаете, что свойства воды (универсального растворителя) – это одно из ключевых условий существования мира, и если вы их меняете, то надо менять ВСЁ. Поэтому лучше взять то, что уже известно, и слегка модернизировать. Чтобы не накосячить случайно.
Вторая причина – восприятие вашего произведения читателями. Я открываю книгу, объявленную как «научная фантастика ближнего прицела», на первой же странице читаю про «экран, непроницаемый для нейтрино» – и закрываю книгу. Всё понятно. Пример, кстати, реальный... То есть фактические ошибки, допущенные в книге, показывают и уровень знаний автора, и его уважение к читателю, да и к себе самому. Подход «сойдёт и так» автоматически опускает книгу на самое дно читательских оценок. Конечно, сейчас и такое найдёт читателя, но это – слабое утешение, верно?
Всегда ли нужны строгое следование фактологии? На наш взгляд – да. Правда, есть одно исключение: если ваше мастерство как писателя настолько велико, что читатели, увлечённые сценой, просто не замечают косяков, не думают о них. На текущий момент практически все врачи и биологи сходят в одном: с сексом в невесомости будут серьёзные проблемы, и вплоть до «это невозможно». Вспоминаем ли мы об этом, читая лиричную и наполненную добрым юмором сцену между главными героями в «Восходе Эндемиона» Дэна Симмонса? Нет. Любой человек, связанный с авиацией, скажет, что в «Экипаже» (имеется в виду первый фильм, 1979 года) показана полная чушь и бред – что не мешало, да и сейчас не мешает им с удовольствием смотреть этот фильм. (Кстати, неплохой разор технических косяков фильма можно найти вот здесь ) Но для того, чтобы рассчитывать на такой эффект, надо быть Дэном Симмонсом или Александром Миттой. Давайте признаемся, до мэтров нам ещё очень, очень далеко…
Да, создание мира – это работа. Но написание книг – это именно работа, а не экстатическое наслаждение от стука клавиш или шуршания ручкой по бумаге. Два часа изучения литературы ради одной строчки? Нормально. «Исходить» Милан по гугл-картам только для того, чтобы выбрать ресторан, в котором встретятся герои? Почему бы и нет? Это сложно – но очень интересно. И возникающий мир оказывается живым и начинает развиваться сам, создавая автору широчайший простор для деятельности.
В целостный мир очень просто «вписать» героев и интригу, а иногда – и нечто большее.
У нас «мир Зари» имеет два варианта написания. С одной стороны, это «мир "Зари"», а с другой – «Мир Зари»… Потому что есть у нас серьёзное подозрение, что вырастет это не в одну серию книг, а в несколько. Потому что это именно мир, даже, если хотите - Мультивселенная.
Мир "Зари" – это на текущий момент мир Тим Тима и Инге Сонел, но с тем же успехом там может появиться любой другой персонаж. Совсем любой. И он будет встроен в мир, в его течение и развитие. Во внезапно (во многом для нас самих) возникшем «Проекте "Одиум"» события происходят в мире, где существует магия, к тому же – в наше время… В общем, это какая-то вариация на тему городского фэнтези получается. При этом это один из миров мультивселенной Мира Зари, и сюжетно «Проект» связан с событиями наших книг. Как? Надеемся, что у нас всё получится и читатели узнают это сами…
Кстати, о магии. Создавая магический мир, не надо забывать, что магия подчиняется не менее жёстким законам, чем физика – вспомним «Мага Земноморья» леди Урсулы. И – но это уже наши субъективные представления – не надо обосновывать магию физикой. Мы не знаем ни одного поклонника «Звёздных войн», кто не плевался бы от появления медихлорианов – «научного» обоснования Силы. Не надо срывать с магии флёр таинственного и непостижимого… но даже это таинственное должно следовать законам мира, а не могучей воли левой пятки автора.
В общем, хорошо продуманный мир позволяет вписать в него очень многое. Недавно у нас состоялся забавный диалог. Полушутливый, но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки…
– А давай запустим в мир попаданца (правда, мы предпочитаем слово приключенец)?
– Запросто. А кого? Чего-то нетривиального хочется.
– А пусть это будет американец.. Индеец! Потомок майя или ацтеков. Коп, но уволенный или притесняемый на службе...
– Запросто. Хотя и нетолерантно. И не слишком ли жёстко?
– Ну... Пусть тогда это не он, а она будет.
– Только давай без современной актуальной повестки!!! (В оригинале было другое, но алгоритм дзена – штука таинственная, зачем дразнить гусей?)
– И планета будет не технологической, а из дремучего средневековья.
– Сдохнет быстро.
– Приключенец или планета?..
– Хм. Гибнущий мир… Надо подумать.
Конечно, вряд ли мы всё бросим и начнём писать про копа-ацтека-феминистку, но… но мы уже знаем, что современных ацтеков называют науа. И можно только гадать, во что выльется этот шутливый диалог.
Так что… Продолжение следует! Во всех возможных смыслах.
ССЫЛКИ НА НАШИ КНИГИ:
АУДИО
ТЕКСТ:
Дело 581-14/ОДЧ (книга 1 и 2), Последний Первый. На книги из подборки действуют скидки ЛитРес.
Не забываем про маршруты по Крыму:
1. Чатыр-Даг - Тарханкут (1-6 августа)
2. "По кромке южного берега" (Большой Крымский Каньон - Ай-Петри - мыс Сарыч)
Напоминаем, что поход 1-6 августа будет иметь легкий астрономический уклон. И учитывая детали похода - скучать не придется!