Найти в Дзене
Дарья Молчанова

Призраки в вечности

Совсем недавно я решила перечитать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Почему-то это произведение не произвело на меня теперь столь сильного впечатления, как это было в школьные годы. Может быть потому, что я читаю много философской и богословской литературы. И стало ясно, что Иешуа Га-Ноцри – это вовсе не Иисус Христос и что персонаж книги не имеет с Сыном Божием ничего общего в принципе. Потому этот роман несколько поблёк для меня.

Раньше это произведение звучало, как некое откровение – интеллигенция в ту пору, мало что знала об Иисусе Христе. Но спустя годы это произведение уже, как-то не смотрится. Иешуа Га-Ноцри – это всего лишь персонаж романа. И предстаёт он перед читателем жалким, бродячим, бессильным проповедником. У него есть только один ученик – Левий Матфей. И Иешуа с лёгкостью отказывается от своего учения, говоря, что он не произносил тех слов, что записаны в свитке. А истина в итоге сводится к излечению мигрени у Понтия Пилата.

Но в романе Булгакова есть над чем задуматься. Сатана является именно с тот момент, когда председатель МАССОЛИТА Берлиоз пытается доказать поэту Ивану Бездомному, что Христа не было на свете, и укоряет своего коллегу поэта за то, что Иисус Христос получился в поэме как живой. Как ни старайся, а от веры в Бога отречься никому не удалось. И истина всегда найдёт дорогу в сердце. Иван Бездомный попирает ногами образ Христа, нарисованный на песке, и видит помощника сатаны Фагота, кстати сказать, бывшего регента, и это тоже не маловажная деталь. Ведь регент – это церковнослужитель.

А потом в разговор на Патриарших Прудах вступает, и сам Воланд-Сатана и рассказывает собеседникам историю допроса и казни Иешуа Га-Ноцри. В этом персонаже подразумевается Иисус Христос. Но стоит открыть Евангелие, а не роман и сразу понятно, что в этом рассказе всё ложь с первого до последнего слова. А потом Воланд устраивает сеанс чёрной магии в варьете и показывает во время представления, что люди по прошествии множества веков внутренне нисколько не меняются, разве что в их сердцах возник новый порок - «квартирный вопрос» и что люди прелюбодействуют, готовы гнаться за роскошью и всё также скупы. Стоит только помянуть дьявола, как он тут же и появляется перед тем, кто его вспомнил.

Казалось бы, в произведении воспевается любовь Мастера и Маргариты. Но если посмотреть со стороны так ли уж она прекрасна? Мастеру именно дьявол подбрасывает деньги в корзину с грязным бельём. Он закрывается в подвале особняка, пишет роман о Понтии Пилате, который никто не хочет издавать. Он встречает Маргариту на улице. Они влюбляются в друг друга с первого взгляда. Любимая считает роман гениальным. А его автор со временем теряет и работу, и собственное имя, становясь просто мастером. Роман доводит своего автора до сумасшествия. Писатель сжигает свою рукопись в печке. И Мастер сам добровольно приходит в психиатрическую клинику, расставаясь накануне с Маргаритой. Их любовь с самого начала порочна, потому что это измена героини своему мужу. Женщина потом страдает из-за потери возлюбленного и продаёт в итоге душу дьяволу, чтобы его вернуть. Маргарита становится ведьмой и принимает гостей на балу у сатаны. И в итоге Мастер и Маргарита умирают оба переселяются в царство тьмы, становятся вечными призраками. Мастер не заслужил света, а только покой, потому что его произведение лживо. Дьявол водил рукой Мастера по бумаге, это можно понять из реплики писателя-историка: «О, как я всё угадал!». И возможна ли в царстве тьмы вечная любовь – это ещё большой вопрос. Мастер и Маргарита обречены на вечный сон.

Роман Булгакова учит тому, что, когда начинает действовать сатана, люди вспоминают о Боге. Иван Бездомный прикрепляет к голой груди булавкой икону и устраивает погоню за таинственным консультантом. Никанор Иванович Босой начинает клясться Богом, когда его арестовывают за спекуляцию валютой, а его супруга говорит о покаянии. Дьявол творит безобразия, но это оказывается единственным возможным путём, чтобы люди обратились к Богу. Он часть той силы, «что вечно хочет зла, но вечно совершает благо», как сказано в «Фаусте». Гёте. И в романе всё заканчивается пожарами в Москве и вечным покоем для Понтия Пилата и главных героев, который никак не сравним с вечной жизнью вместе с Господом. И если люди отрекаются от Бога, то они с лёгкостью могут стать игрушкой в руках сатаны. Дай Бог, чтобы те, кто прочтут роман Булгакова, захотели по-настоящему открыть и прочитать хотя бы Евангелие.