Автосалон вернул покупателю тройную сумму покупки
Предыстория этого конфликта предельно проста. Житель Октябрьского К. приобрел в одном из крупных российских автосалонов подержанную иномарку. Сумму за нее выложил приличную — больше 1,3 миллиона рублей. Немецкий джип, который в ходе предпродажной подготовки довели до идеального блеска, радовал своего хозяина и вызывал белую зависть у окружающих. Но недолго — после нескольких месяцев эксплуатации джип, что называется, посыпался.
Возмущенный покупатель потребовал от продавца объяснений: почему при достаточно небольшом пробеге (а 68 тысяч километров для большинства иномарок — это пора юности) ведет себя, как развалина на колесах. Увы, искать причину технических неисправностей в автосалоне не пожелали. И чуть ли не прямым текстом заявили К., что он мешает им заниматься более важными делами. Возмущенный покупатель обратился в суд и… с треском проиграл дело. Что, в общем-то, было вполне объяснимо — данная сеть автосалонов занимается этим видом бизнеса уже много лет и научилась решать подобные конфликты «одной левой». Однако К. на этом не успокоился и обратился к адвокатам.
— Мы прекрасно понимали, что выиграть дело будет непросто, — говорит адвокат Радик Хабибуллин. — Как в древней легенде, мы, подобно Давиду, должны были найти крохотную брешь в защите и победить Голиафа. А потому начали тщательно изучать все материалы дела: от искового заявления до ответа автосалона. Одновременно настояли на технической экспертизе и… попали в яблочко: оказывается, если по показаниям одометра пробег автомобиля составил 78 тысяч километров, то по выводам приглашенных нами экспертов реальный пробег превышал 170 тысяч километров! А от этого факта нельзя было отмахнуться.
В итоге автосалон оказался в весьма щекотливой ситуации. Ведь, получалось, что или прежний владелец авто, или его работники заменили часть узлов и механизмов. Но в этом случае салон был обязан довести данную информацию до покупателя в письменном виде. Другой вариант — кто-то из них скрутил реальный пробег иномарки. А это уже явное мошенничество.
Но в любом случае речь шла о нарушении закона. Согласно ст. 475 п. 1 ГК РФ, «если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков товара». Ну а в случае существенного нарушения требований к качеству товара (в том числе обнаружения неустранимых недостатков либо недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов и затрат времени) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В результате по рекомендации адвокатов истец попросил расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с продавца уплаченные им 1,3 миллиона рублей, а также неустойку, компенсацию морального вреда и расходы на оплату услуг представителя и экспертов.
Суд потребовал провести дополнительную экспертизу, которая подтвердила: реальный пробег авто более чем в два раза превышает тот, что высвечивается на одометре. В результате служители Фемиды обязали автосалон расторгнуть договор купли-продажи, вернуть К. 1,3 миллиона рублей, 810 тысяч рублей неустойки, 900 тысяч рублей в виде штрафа, 10 тысяч за моральный вред и оплатить все его расходы на представителей и экспертов.
Для работников автосалона это судебное решение прозвучало как гром среди ясного неба. Ведь фактически оно обязывало их вернуть покупателю сумму втрое больше той, которую он уплатил за автомобиль. В последующей апелляционной жалобе они использовали самые разные доводы в свою защиту — к примеру, что истец злоупотребляет своими гражданскими правами, говорили о недопустимости неосновательного обогащения и даже подсчитали, что на полученную им сумму можно приобрести частный дом по месту проживания истца. Однако апелляционный суд оставил прежнее решение в силе.
г. Октябрьский.
Автор: Алексей ШИЛЬНИКОВ