Найти тему
script bro | сценаристы

"Душа" сценариста Майка Джонса

Анимационная студия Pixar завоевала репутацию рассказчиков захватывающих, увлекательных, семейных историй. Они объединили своё весьма успешное повествование с не менее инновационной анимацией.

В этом году на экраны вышел новый проект Pixar под названием "Душа", написанный в соавторстве Питом Доктером, Майком Джонсом и Кемпом Пауэрсом. Доктер и Пауэр также выступили со-режиссёрами.

Джонс начал свою карьеру в качестве журналиста. Он был главным редактором журнала Filmmaker, а позже стал исполнительным редактором IndieWire. В настоящее время он работает на позициях Senior Story и Creative Artist в Pixar.

Он работал над "Историей игрушек 4", "Суперсемейкой 2" и "Коко". Позже он присоединился к Variety и рассказывал о кинофестивалях. “Я люблю смотреть фильмы с незнакомыми людьми. Мне нравилось слушать, как они эмоционально реагируют на то, что смотрят. Мне нравилось смотреть, как фильм переносит свою аудиторию через целую радугу эмоций с помощью структуры.”

Пит Доктер и Майк Джонс
Пит Доктер и Майк Джонс

В отличие от многих киностудий, которые в значительной степени (или исключительно) полагаются на существующую интеллектуальную собственность, Pixar отличается тем, что их фильмы полностью оригинальны и создают новую историю с нуля.

"Фильмы Pixar существует потому, что персонаж создаёт весь сюжет", - начал Джонс. "Они создают историю из своих собственных поступков, через свои недостатки и желания."

Идея фильма возникла у Пита Доктера более двадцати лет назад, когда родился его сын. Питу казалась, что он уже пришёл в этот мир полноценной личностью и чувством собственного достоинства. Он рассказал Джонсу идею, которая потом и стала "Душой".

Доктер хотел фильм, который бы выходил "за пределы времени и пространства и обладал собственной индивидуальностью." "Душа" также использовала контраст, чтобы изобразить реальный Нью-Йорк и космические пейзажи.

В основном действие происходило в преджизни, или в Великом Прошлом, когда новые души воспитывались, обучались и назначались людям, чтобы дать им свою личность. Доктер и Джонс отдавали себе отчёт в том, что эта фантастическая обстановка сама по себе не может управлять сюжетным двигателем.

Джонс "дал Питу [Доктеру] структуру персонажей, которые могли бы породить конфликт и управлять историей", - продолжил он. "Персонажи во вселенной Pixar обычно начинают в мире, который они считают прекрасным, но что-то происходит, что безвозвратно меняет его. Их желание вернуть свой старый мир меняет их внутренний мир.”

Создатели фильмов в Pixar всегда начинают с истории, которая говорит с ними лично. "Когда мы передаём наши идеи режиссёрам, мы спрашиваем их, как они подключаются к ней с точки зрения их восприятия или воспитания."

Личный крючок всегда позволяет сценаристам и режиссёрам погрузиться в историю, потому что "они должны жить в этой истории более четырех лет." Джонс признаёт, что большинство фильмов Pixar не созданы для детей. Они созданы в основном для себя.

Строительство миров

Сложные миры "Души" требуют продуманной экспозиции, чтобы установить их значение для аудитории. Зритель не должен быть обременён большим количеством правил каждого мира.

Джонс был больше сосредоточен на истории и создании препятствий для главного героя, Джо Гарднера (Джейми Фокс), который должен был ориентироваться, какие препятствия он мог и не мог преодолеть в Великом Прошлом. Речь шла о том, чтобы установить эмоциональную арку Джо.

“Нам нужно было, чтобы Джо переоценил важность полноценной жизни и продолжил её. Наша цель состояла в том, чтобы найти лучшее место, где он мог бы это сделать, и вот что мы придумали.

Все детские души бегают вокруг, пытаясь выяснить, свои личностные черты. По сути, они были детсадовцами, которые играют и пытаются понять, кто они такие и что им нравится. Мы не хотели слишком много ограничений, кроме некоторых учителей и консультантов, которых все называли "Гэри".

Великое Прошлое было открытым миром, который пугает Джо." Так было до тех пор, пока он не встретил "22" (Тину Фей), не по годам развитую душу, которая искала искру, придающую жизни смысл и цель.

-3

На другом конце спектра находилось место Потерянных Душ. Там были неудовлетворенные старые души, которые прожили жизнь и оказались в ловушке своих собственных сожалений. Они бесцельно блуждают, пока не воссоединятся со своими старыми телами, чтобы найти свою искру.

“Нам нужно было, чтобы Джо посетил оба этих мира”, - сказал Джонс. Перелёт в мир был предоставлен измученной 22 через астрал. Именно здесь она убеждает нас в том, что жизнь имеет цель и смысл. Она провела столетия на семинарах, где новые души собирают свои новые личности, чтобы отправиться на Землю (Великое Запредельное) и стать человеком.

Ею движут страх и разочарование, когда она наблюдала, как другие души отправляются на Землю, в то время как она осталась без своей искры.

Эти миры могли бы ошеломить обычного зрителя, поскольку они содержали собственные правила и параметры. Команда "Души" не хотела увязать в экспозиции, а скорее искала интересные способы обойти её и переместить Джо между мирами.

“Мы пытаемся разрушить логику сюжетных миров с помощью развлечений и юмора. Это происходит во многих фильмах Pixar”, - добавил Джонс. Не менее важно, что им также нужно было построить альтернативный реальный мир в Нью-Йорке, где Джо Гарднер играет на пианино в джаз-бэнде – и это его истинная страсть.

Процесс написания "Души" представлял собой конвейерную ленту, состоящую из страниц сценария, перетасованных для аниматоров-рассказчиков. Каждый из них рисовал по пять или шесть страниц.”

Аниматоры выясняют, где они могут сократить диалог в пользу действия. Чрезмерные разговоры в анимированных персонажах скучно смотреть. Диалог предпочтительно вырезается в пользу взгляда или жеста.

-4

Несмотря на то, что это семейный фильм, "Душа" затрагивает целый ряд экзистенциальных тем - духовных и философских, и говорит с нами о вдохновении и амбициях.

Джо находится на перепутье в своей жизни. Он учитель оркестра средней школы, которому предложили постоянную работу с льготами как раз тогда, когда появилась возможность играть с Доротеей Уильямс (Анджела Бассетт). Безопасный вариант обеспечит Джо духовную смерть.

Удовлетворение достижимо, даже если иногда оно несколько нереально. “Джо приходит к пониманию смысла своей жизни через своё искусство, устраняя все препятствия и отвлекающие факторы.”

Окружая центральную тему самореализации, "Душа" также использует понятие страсти, цели, искры и вдохновения, чтобы направить вас на путь к тому, что вы будете делать на Земле. Искра "22" была в том, чтобы на мгновение съесть пиццу. Джо должен был играть на джазовом пианино.

22 в конце концов отправилась на Землю с Джо, чтобы испытать его жизнь. Она не пыталась изменить его, а скорее помогла ему найти искру, которая побудила его пойти на прослушивание с Доротеей Уильямс.

Жизнь - это не успех или неудача его амбиций играть на пианино. "Жизнь - это создание небольших моментов, которые придают ей глубину и смысл."

Это иллюстрируется в конце фильма, когда Джо, наконец, попадает на прослушивание своей мечты с Доротеей Уильямс. Он взволнован этим, но понимает, что он не так взволнован, как думал. Речь идёт о шагах в путешествии, чтобы добраться туда. "Мы с Питом говорили об этом в самом начале фильма."

Полноценная жизнь - это серия ступеней, а не пункт назначения.
-5

Эти темы библейских масштабов не так-то легко воплотить в двухчасовом фильме. Кроме того, юным зрителям может быть нелегко понять их. Они просто хотят смеяться и веселиться.

Джонс и Доктер тщательно настраивали тональность "Души", чтобы обратиться к детскому чувству удивления и к мыслящему взрослому. Если сюжетная точка становилась слишком тяжёлой, они предлагали некоторое легкомыслие, чтобы рассеять напряжение.

"Пит Доктер вырос вместе с Багзом Банни и Микки Маусом. Он замечательный дурень, который не собирается снимать серьёзный фильм о смысле жизни." Вот почему Pixar нанимает авторов комедий и драм, а не фарсовых мультфильмов. Джонс вошел в Pixar как драматический автор.

Pixar может сделать фильм реалистичным и очень забавным. Джонс признаёт: “Что действительно трудно сделать, так это добавить к этому эмоциональный драматический вес. Это то, что Pixar ищет в авторах.”

Красота фильмов Pixar заключается в том, что они не только подходят для семьи, но и могут резонировать с одной и той же аудиторией на протяжении десятилетий. “Я бы хотел, чтобы ребёнок, который, возможно, не знает о высоких философских концепциях, наблюдал за "Душой" и веселился.

Затем они могут пересмотреть его в подростковом или двадцатилетнем возрасте, и внезапно эти концепции представляются им совершенно новыми”. Вот почему фильмы Pixar имеют такую долговечность.

Майк Джонс может идентифицировать себя как с персонажами Джо, так и с 22 на личном уровне. “У меня есть цинизм 22 и амбиции Джо”.

У него было особое видение того, как выглядел успех в написании сценариев в начале его карьеры. У него также были предвзятые представления о том, каково это - чувствовать удовлетворение, а не извлекать его из процесса. “У всех нас есть эго, амбиции и желания.“

by creativescreenwriting

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.