Мы все попали в Липецк на теоретическое переучивание первый раз. Восемь однокашников, восемь гвардейцев без начальства. Предоставлены сами себе и распорядку Центра на целый месяц. Прошли инструктаж-страшилку, заселились, накупили общих тетрадей и ручек. К занятиям готовы!
Будем изучать летательный аппарат третьего поколения.
Я на втором поколении ещё всласть не налетался. Только во вкус вошёл. И истребитель в полку новейшей модификации, на котором можно было за три года дойти до 1-го класса. Так нет же! Вам доверено освоить новый тип. Повезло, что новый тип совсем не старый, а — нового поколения. Как ни крути, а это - движение вверх.
Изучаем. Много чего в самолёте знакомого, ведь семейство одно — МиГ. Приборы пилотажные и навигационные стоят на тех же местах и внешне похожи. Но добавились на них разные стрелочки, указатели, флажки. Усложнились приборы за счёт добавления новых функций. Конструкторы норовят облегчить пилотам пилотирование в сложных метеорологических условиях. Или при ранении. Автоматические режимы управления появились. Режим «Возврат», например, который доведёт самостоятельно аппарат до аэродрома. Сиди, следи за скоростью. Не забудь механизацию выпустить.
Двигатель опять один. Привычно. Приборы контроля работы силовой установки те же самые: и по виду, и по функциям. Движок стал сложнее по конструкции. Расплата за увеличение тяги. Да и приёмистость стала шустрее. Автоматика обеспечивает устойчивую работу двигателя. Компенсирует резкие движения РУДом лётчика. Нервные лётчики попадаются. Как начнут в азарте РУД дёргать туда-сюда! Автомат бдит: дёргай, дёргай, а я всё равно топливо плавно буду добавлять в камеры сгорания.
Главное изменение — прицельный комплекс! Большая антенна даёт большую дальность обнаружения. Но теперь она не помещается в воздухозаборнике. Как на МиГ-21, да и на других типах самолётов до этого. Пришлось воздухозаборник разделить на две части и расположить по бокам. А антенна заняла всю носовую часть самолёта. С забором воздуха стало сложнее. Особенно, при скольжении самолёта. Затеняется один воздухозаборник фюзеляжем. Поток становится неравномерным. Осилили конструкторы и эту задачу.
На самолёте появились целых две цифровых вычислительных машины. Одна обеспечивает работу прицела, а вторая решает навигационные задачи. Круто! Они выдают информацию в виде условных знаков и графики на ИЛС (индикатор на лобовом стекле). Вещь удобная оказалась. Тут тебе и скорость, и высота, и авиагоризонт. И прицельная информация. Готовность вооружения к применению тоже отражается. Всё — в одном флаконе! Лети и радуйся, что можно реже в кабину на приборы отвлекаться.
Вооружение на МиГ-23 заметно мощнее, чем на его предшественнике. Закономерно. Впечатляют управляемые ракеты большой дальности по воздушным целям и управляемые класса «воздух-земля».
А изюминкой этого летательного аппарата было его крыло изменяемой геометрии. Вот уж заморочились авиаконструкторы, так заморочились! Это была попытка решить задачу охвата большего диапазона эксплуатационных скоростей. После МиГ-21 и других самолётов, когда вероятные противники соревновались за скорость и высоту, пришло определённое охлаждение к лозунгу «выше, быстрей, дальше». Нет, к «дальше» охлаждение не пришло. Соревнуемся.
Локальные войны показали, что после неудачных пусков управляемых ракет, начинается ближний воздушный бой, который стремится к диапазону высот и скоростей Второй мировой войны. Визуальный контакт противников в другом диапазоне скоростей невозможен.
Самолёты, заточенные на сверхзвук, требовали качественных и длинных взлётно-посадочных полос. Надо было понизить эксплуатационные затраты. Надо было, не отказываясь от достигнутых максимальных скоростей и высот, повысить маневренность самолёта в среднем диапазоне дозвуковых скоростей и уменьшить посадочную скорость. Хорошо бы вернуть современные самолёты на грунт.
Так и появилось это чудо-юдо: МиГ-23. А может и не так. Фантазирую.
Меня сразу заинтересовал вопрос асинхронности выхода плоскостей. Есть там такая вероятность? Нет, конечно. Ну и слава Богу, одной проблемой меньше. А то, выйдет одна поворотная консоль, а другая — нет. И начнёшь вращаться...
Всё-таки, поворотный узел — слабое место истребителя. Переменные перегрузки на него действуют во всём диапазоне, которые переносит пилот. А бывает, что и больше, чем выдерживает организм пилота. Как на этот узел они влияют? Жизнь покажет в полку. А наглядные пособия про это молчат.
Ещё одна новость — наличие теплопеленгатора. Полезная вещь, кто спорит. Тоже надо в голове запомнить характеристики и эксплуатацию. Бедная голова! Кипит.
А чтобы охладить головы слушателей Центра, существует офицерское кафе. Где водится отменное пиво. Уж на что я не любитель этого напитка, и то ходил туда пропустить бутылочку бархатного «Славянского». А как туда не пойти с товарищами? Фоменко привёз балык из Новосибирска. Боря привёз балык из Новочеркасска. Я, степной человек, таких деликатесов и не видел. И первый раз попробовал. Объедение! Под пиво! Самое лучшее вкусовое воспоминание о переучивании. Когда рыба закончилась, я охладел к офицерскому кафе. Перестал ходить. Ударил по культуре. Новые фильмы, концерты, выставки изобразительного искусства.
Осталось впечатление от выставки малых скульптурных форм. Парни тоже ходили. Даже доказательство есть — фотография. Лично фотографировал. Поразили меня две фигурки: старушка на скамейке и падающий с неба Икар.
Сидит деревенская старушка в передничке на скамейке с пустой кружкой в руке, задумалась. По кружке видно, что какая-то мысль усадила женщину на скамью. О детях ли, о внуках ли? Забыла куда и зачем с кружкой торопилась. Всё в её фигуре говорит об усталости, о грусти и одиночестве. Про мать подумал.
Икар. Падает на землю. Вниз головой. А смотрит на Солнце. Не на землю, куда падает, а на Солнце, куда не долетел. Мне показалось это правдоподобным. Что делают лётчики, падающие в самолёте и пытающиеся увести его за жилую зону? У меня мурашки по коже пошли… Вот как мог художник это угадать? Почему он не изобразил его в ужасе, смотрящим на место своей гибели?
Пошёл искать автора, чтобы задать ему вопрос про это. Захожу за ширмы из-за которых голоса слышны. А там два художника собираются перекусить на табуретке. Скромный обед. На обычной солдатской табуретке поместился и ещё место осталось. Не богато художники живут. Хорошо, что я не пошёл на художника учиться. Была такая мысль, была. Но уже тогда я знал, что обед у меня, художника, будет скудный. Или не будет совсем обеда.
Смотрят парни выжидательно на гвардии лейтенанта.
Спрашиваю:
- Кто автор «Икара»?
Оказалось, что автора нет среди них. Отлучился в магазин. Жаль, не удалось поговорить лично. Передал через коллег благодарность от лётчиков за скульптуру. Мол, скажите ему, гвардеец прослезился. Так его проняло. Обещали передать всенепременно. А сами косят глазами на табуретку с колбаской докторской на чёрном хлебушке. Приятного аппетита. Ретировался.
Были там и другие культурные впечатления. Фильм отличный посмотрел. Парней сагитировал на него пойти. Сам тоже ходил и смотрел фильм второй раз. А парням фильм не понравился. И то, что после фильма было — тоже. Бывает…
Переучились мы теоретически на аппарат третьего поколения успешно. Отдуплились на зачётах и экзаменах. С приключениями вернулись в полк: поиздержались мы в славном городе, в котором любили лётчиков. Ожидаемо. Были у нас мудрые не по годам парни, которые сразу, по приезду в Центр, предложили отложить финансовый НЗ на билеты на обратный путь. Как это помогло вернуться!
С провиантом скудненько было в дороге. Художники нас бы пожалели.
Плохо помню детали пути назад. Меня занимала мысль о женитьбе. Успею, не успею? Как свататься? Ни разу не участвовал в этой процедуре. Как родители меня воспримут? Масса вопросов без ответов.
Своих родителей рядом нет, придётся уповать на родителей девушки.
И на своих однокашников.