Найти тему
Фиолетовые миры

Хаяо Миядзаки: так ли гениален сюжет его мультфильмов

Оглавление

Или успех этих мультиков лежит в другой области – в милой, качественной и фантастической графике, например?

Кадр из фильма "Унесенные призраками"
Кадр из фильма "Унесенные призраками"

Соблюдается ли структура сюжета?

-2
В сценарном мастерстве есть понятие о структуре сюжета. Когда в начале истории даются исходные данные ситуации (экспозиция), затем идет событие, которое выводит героев из привычной среды (завязка), развитие действия, кульминация и развязка.

В мультфильмах Миядзаки все это присутствует.

Например, в мультике "Рыбка Поньо" мы вначале узнаем о том, как выглядела ее привычная жизнь. Завязка – это когда мальчик Соске ловит рыбку и несет в детский сад. Кульминация – мальчик и рыбка вместе находят мать Рису после потопа.

Есть ли конфликт?

В хорошем сюжете всегда присутствует столкновение полярных точек зрения. В гениальном сюжете конфликт присутствует на макроуровне и на личном – между конкретными персонажами.

Да, у Миядзаки всегда есть конфликт.

В "Унесенных призраками" это конфликт между миром живых и мертвых (глобальный), а также между девочкой Тихиро, и ведьмой Юбабой, которая превратила ее родителей в свиней.

В "Рыбке Поньо" – конфликт между сушей и морем, а также между Поньо и ее морским отцом, который против, чтобы рыбка стала человеком.

-3

В "Ходячем Замке Хаула" – конфликт между Софи и ведьмой, сделавшей ее старухой. Это личный конфликт. Глобально же он выражен желанием героев снять с себя проклятия, и загадочной магией, природа которой непознанна.

-4

Проработка персонажей

Согласно понятиям сценарного мастерства, в отличном сюжете герои должны иметь динамику характера: их личности должны претерпеть определенный путь кардинальных изменений в ходе истории. Это называется "арка персонажа".
И ее наличие помогает зрителю вместе с героев увидеть, как именно персонаж изменит свой характер или точку зрения. Так зрители получают шанс сами поменять свои взгляды.

К сожалению, у Хаяо Миядзаки редко встретишь яркие арки героев. Чаще всего его персонажи уже сразу "классные", нравственные, добрые, имеющие крепкий внутренний стержень личности, которые твердо знают, чего хотят. Они как были в начале истории завершенными, так ими и остаются. Нельзя сказать, что события и приключения их как-то существенно меняют.

В "Унесенных призраками" Тихиро - сразу умная и сообразительная девочка.

-5

В "Мой сосед Тоторо" старшая дочь Сацуки - также сразу обладает всеми лучшими качествами личности. В остальных произведениях Миядзаки подобная ситуация.

Возможно, у Миядзаки отказ от динамики героев – это такой своеобразный прием, которым он просто показывает юным зрителям: вот какой характер надо иметь, чтобы преодолеть любые препятствия на пути к цели. Миядзаки не дает зрителю возможности понять, как именно его герои стали такими сильными и умными. Он лишь показывает, идеал, к которому надо стремиться.

Кадр из фильма "Рыбка Поньо"
Кадр из фильма "Рыбка Поньо"

Тема, идея, мораль

В хорошей истории обязательно есть тема, которую автор поднимает, и ответ, на который автор может либо намекать, либо безапелляционно настаивать. Иногда автор дает зрителю возможность самому выбрать ответ.

У Миядзаки невозможно так сходу сказать, на какую тему он размышляет в той или иной истории, и, соответственно, трудно определить выводы, к которым он подталкивает.

Виной всему возможно обилие лишних персонажей и событий, которые порой не относятся напрямую к поднятой теме. Многогранность его миров усложняет общую мысль.

-7

Например, в "Мой сосед Тоторо" нельзя точно сказать, что вся эта история – о переживаниях Сацуко по поводу своей болеющей матери, потому что весь мультик показан в очень добродушном и позитивном ключе, слабо показаны страхи дочерей. Большую часть времени они проводят в открывании мистических миров окружающей их дом природы, и мы не можем полностью почувствовать, что их вообще что-то тревожит.

В "Рыбке Поньо" также слабо прописана "злая" сторона конфликта. Мы не понимаем мотивов отца рыбки Поньо – почему он не хочет, чтобы рыбка стала человеком? Отец рыбки слишком вяло борется за свою цель, и слишком легко сдается.

Помимо прочего, нам в принципе сложно понять, что вообще Миядзаки имеет ввиду, когда размышляет над вопросом, стоит ли рыбке становится человеком: возможно, здесь, как в "Пинноккио" идет проверка ее характера; возможно, проверяется характер мальчика, нашедшего рыбку.

Как бы там ни было, мораль выходит мутная в любом из его произведений, и сводится к абстракции: будь добрым, смелым и ловким, и все сложится.

В чем причина успеха Миядзаки?

-8

Частично известный гений действительно соблюдает сюжетные каноны.

Остальное, по нашим теориям, заслуга атмосферности данных мультиков. Помимо сюжета, они обладают приятным позитивным настроением, а также великолепно раскрываю самобытность и культуру японского менталитета, утверждают стоящие личностные качества характера, "топят" за добро – а это всем нравится.

Поставьте лайк, если согласны. Пишите комментарии, если вам есть, что дополнить – мы будем рады изменить свои взгляды при наличии убедительных аргументов :)
Будем благодарны. если поддержите нас подпиской и репостом!