Рынок, так называемой, малой авиации в России уверено увеличивает свои объёмы, и сегодня уже гораздо чаще мы можем слышать увлечённые рассказы людей о том, как они посвятили небу прошлые выходные. Один парил в небе на автожире, другой управлял мотопланером, а кто-то даже пилотирует собственный самолёт. И если раньше подобными рассказами можно было удивить, то сегодня – вряд ли. Растёт интерес, растёт и предложение. И если Вы запланировали заняться деятельностью, связанной с разработкой, производством, испытанием и ремонтом авиационной техники, то Вам надлежит основательно подготовиться к тому, чтобы получить на это соответствующую лицензию. Итак, давайте посмотрим, что же полезно знать тем, кто собрался заниматься указанной деятельностью.
Определение «малая авиация» в отечественном законодательстве, как таковое, не существует. Обычно, под объектами малой авиации принято понимать такие объекты воздушного флота, как лёгкие и сверхлёгкие воздушные судна. Такая классификация установлена Воздушным законодательством Российской Федерации и устанавливает определённые «границы», с помощью которых мы и относим судно к той или иной категории. Таким образом, к лёгким относятся все летательные аппараты, за исключением вертолётов, чей, максимально возможный для безопасного взлёта вес составляет не более 5700 кг, для вертолётов – 3100 кг. К сверхлёгким же – любой летательный аппарат без исключения, чей максимальный взлётный вес без учёта спасательной экипировки, чаще всего это парашют, не превышает 495 кг. Но данная классификация нисколько не упрощает процесс лицензирования работ с авиационной техникой, пусть и «малой».
Сразу же необходимо отметить, что лицензионные требования для осуществления данной деятельности одинаковы как для огромных авиалайнеров, так и для аппаратов «малой авиации». Поэтому, если читатель прежде мог думать, что коль уж размер воздушного судна невелик то и требования для получения лицензии на его разработку, производство, испытание и ремонт должны быть минимальными, он, к сожалению, ошибался. Закон не делает разграничений относительно требований, которым лицо должно удовлетворять, чтобы получить лицензию. Летательный аппарат есть летательный аппарат, каким бы ни был его размер – это объект повышенной опасности. Увы, но с этим ничего не поделаешь. Но не будем вдаваться в чрезмерные сожаления, лучше рассмотрим, какие же конкретно предъявляются требования. Для получения лицензии необходимо:
1) наличие в собственности или на ином праве зданий, сооружений, помещений, технической документации, испытательного, технологического оборудования, средств программного обеспечения и средств измерений, поверенных в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", необходимых для осуществления заявленных работ (услуг);
2) наличие в штате специалистов, имеющих профессиональное образование, заключивших с ним трудовые договоры и отвечающих соответствующим квалификационным требованиям;
3) соблюдение требований федеральных законов "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" при наличии иностранных инвестиций;
4) выполнение требований и мероприятий в области защиты государственной тайны и противодействия иностранным техническим разведкам в случае осуществления работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
5) наличие системы производственного контроля, необходимой для осуществления заявленных работ (услуг).
Это – и есть лицензионные требования, удовлетворив которым можно получить заветную лицензию. Для этого понадобится представить в Минпромторг все необходимые документы, что может показаться весьма затруднительным, для человека, делающего это впервые и имеющего все шансы получить, в последующем, отказ. Если же Вы не хотите получать лицензию методом проб и ошибок и цените своё время и ресурсы, то поручите это профессионалам – группе Объединённые Юристы, и мы с радостью Вам поможем.
https://www.ulc.ru/licenzija-na-aviacionnuju-dejatelnost/
Токов Артур,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.