Последствия инстинктивного поведения человека в человеческом обществе – это попытка устроения человеческого общества по законам животного мира.
Разумное человеческое общество в принципе невозможно устроить по «животным» законам, потому что у разума совершенно иная система ценностей: культура, искусство, литература, религия, идеи идентичности, наука (знания), нравственность (цивилизация), истина, жизнь как таковая и т.д. – Обобщённо: самовыражение и самопознание.
Отсюда вытекает противоречие: с одной стороны́, наука (в лице Аристотеля, Дарвина и материалистов) утверждает, что человек по своей сути – это разумное животное, с другой же стороны́, мы пытаемся устроить человеческое общество по законам нравственности (разума). Но у животных нет нравственности, так что мы тем самым пытаемся заставить «животное» вести себя противоестественно.
Роберт Сапольски (в книге «Биология добра и зла») говорит, что «трудность состоит в том, чтобы определить, в чём мы похожи на остальных животных, а в чём абсолютно от них отличаемся» – такую же трудность обнаружил в своём исследовании (в книге «Агрессия, так называемое зло») и Конрад Лоренц.
В неявном виде Лоренц ставит следующую задачу: разобраться с природой человека, понять, что и/или кто есть человек? – Он всё-таки по своей сути животное, обретшее несравнимо более высокий уровень разума (ведь животные также проявляют некий уровень разума, чему есть масса примеров), или же человек – уже́ не животное, хоть его тело, безусловно, имеет с животными много общего?
( Эти и другие вопросы мы подробно разбираем на Образовательном курсе «Культура чтения»: https://shvk.soul-life.ru/ – Присоединяйтесь! )