В издании товарищества И.Д. Сытина, 1915г "Под градом пуль : Рассказы очевидцев" приведены небольшие истории - воспоминания офицеров, летчиков, разведчиков о Первой Мировой.
Один из них рассказывает о некоторых хитростях разведочной службы.
Немец – враг серьезный. С ним надо глядеть в оба, потому что сам он следит за нами в тысячи глаз. Разведочная служба у них поставлена, конечно, очень хорошо. Пока не раскусили все их хитрости, то злоба и диво брали, как будто святым духом все знает.
Отправимся ночью, затемно, потихоньку выйдем из деревни, только втянемся на дорогу и тут же попадаем под шквал шрапнели. Уходим в лес, так снаряды гудят и над лесом.
Оказалось, что кроме обычных телеграфов и телефонов, немцы использовали потайные.
Обрежем на столбах провода, а немцы всю округу связали подземными. Пойди, найди их в земле то. Арестуешь или испортишь телефоны и телеграфы, обшаришь все хлева, сараи, погреба – все обыскали, а связь у них есть.
Прятали они эти тайные аппараты в самых непредсказуемых местах: на пчельнике среди ульев, в пустой колоде. А, подходишь к колодцу. Что тут особенного? Колодец, он и есть колодец; бадья на веревке висит. Но, спустись вниз по веревке и в стене колодца увидишь углубление, а в нем телефон. Немец веревку спускает, ногами на висячей бадье стоит и телефонит:
«Собираются. Выходят. Вышли. Из деревни направо, налево, прямо».
По придорожным столбам немцы высчитали время, сколько от одного до другого идти можно, потому наперед знали на каком месте дороги ты будешь через 15 минут или полчаса. Пришел туда, а тебе из-за 10 верст чугунные гостинцы на голову летят.
Днем летчики над головами снуют. Приметит так один наши войска и сигналит о нашем месторасположении. Дыхнет тогда клубком дыма – пехота. Два клубка – конница. Три – артиллерия. А по ночам «цеппелин» наши огни высматривает, как гончая над дичью, стойку делает. Весь осветится в небе: своим место определяет. Тут надо не мешкать, а убираться по добру по здорову, потому что через 3-5 минут полетят сверху чемоданы с начинкою.
«Катенька»! Орудие Первой Мировой войны.
Подвиг лейтенанта Скрыдлова и художника Верещагина в Русско-турецкую войну 1877-1878гг.
Первый Георгиевский кавалер Кузьма Крючков.
Фото и зарисовки с Первой Мировой войны из журнала "Родина" №28, 12 июля 1915 год.
Ушла на фронт вместо другой. В Кенигсберге, буквально, ходили по трупам.