Найти в Дзене
Миллиард Татар

Первые репрессии: побег Заки Валиди, «султангалиевщина» и конец национал- коммунизма в Татарстане

Оглавление

Польский дипломат Войцех Зайончковский, работавший в России в 1998-2000 и в 2010-2014 годах, написал книгу «В поисках своей идентичности. Башкирская, бурятская и татарская интеллигенция и национальный вопрос в Российской империи и СССР» (Издательство Института Центральной и Восточной Европы (Люблин) при МИД Польши, 2001). Уфимский историк Игорь Кучумов готовит к изданию русский перевод этого труда. Весьма любопытен взгляд европейского ученого на этнические процессы в нашей стране. С разрешения Кучумова «Миллиард.татар» публикует отрывки из этого исследования, посвященные татарам и башкирам.

Первые репрессии против национал-коммунистов (1920–1923 гг.)

Обсуждение национального вопроса на специальном совещании в ЦК РКП(б) показало, что «дело Султан-Галиева» а станет прелюдией к широкой борьбе с национализмом внутри партии. «Султан-Галиев страшен не тем, что он действовал один, что он совершил одну эту ошибку, страшна именно султангалиевщина, – заявил глава Башкирской партийной организации Борис Нимвицкий. – В рядах нашей партии имеются типы, которые помогали ему эту политику вести, которые являлись его агентами в тех или иных окраинах республики, которым он давал определенные директивы. Это не партийное течение, не правизна и не левизна коммунистической партии, это не контрреволюция».

На совещании отмечалось, что появлению лиц, вставших на путь контрреволюции, способствовали благоприятствовавшие этому обстоятельства: «В среде тех товарищей, с которыми Султан-Галиев находился в ближайшем общении, он не встречал необходимого противодействия, он не находил необходимого сопротивления… – заметил Троцкий. – У т.т. Енбаева и других не было достаточной бдительности и достаточной чуткости». И, как бы подводя итог, он добавлял: «В ярком обнаружении этого – значение дела Султан-Галиева. Оно ставит надолго столб, напоминая, что у этого столба начинается обвал. Да, этот столб предостерегает товарищей национальных коммунистов от величайших опасностей».


М.Х. Султан-Галиев (2-й ряд сверху, в центре) среди делегатов II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока, Москва. Источник: newskif.su
М.Х. Султан-Галиев (2-й ряд сверху, в центре) среди делегатов II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока, Москва. Источник: newskif.su

В выступлениях Нимвицкого и Троцкого были названы три категории партийных активистов, стоявших на позициях национализма: сознательно нарушающие партийную дисциплину; допускающие распространение неправильных взглядов из-за притупления бдительности; потенциальные «грешники», склонные к такого рода правонарушениям в силу своего происхождения. Вскоре события в СССР показали, что эта классификация не ограничится теорией.

Изгнание «валидовцев»

Однако анализ репрессий, направленных на окончательное решение национального вопроса в СССР, следует начинать не с дела Султан-Галиева, начало которого датируется 1923 г., а с конфликта вокруг Башкирской автономии и демонстративного перехода в противоположный лагерь Ахмета Заки Валиди.

Было бы ошибкой рассматривать его бегство в Среднюю Азию и сотрудничество с басмачами как личный конфликт, стремление одного политика (или группы политиков) спасти свою жизнь. На самом деле этот поступок стал следствием ограничения автономии национально-территориальных образований Советской России. Башкирия стала частью РСФСР не по декрету Москвы, а на основании соглашения между руководством страны и башкирским правительством, и при этом получила огромную самостоятельность. Чтобы ограничить ее, недостаточно было в одностороннем порядке отменить ряд пунктов этого соглашения – нужно было дискредитировать лиц, подписавших этот документ, чтобы их требования ушли из политической повестки дня.

«Разногласия между Валиди и большевиками были первым конфликтом такого рода»

О намерениях оппонентов Валиди свидетельствовал датированный июлем 1920 г. манифест о созыве в Стерлитамаке I Всебашкирского съезда Советов. Победа пролетариата над капиталом, заявляли авторы этого документа, требует принести в жертву «не только предрассудки и мнимые выгоды, но зачастую действительные… интересы». В данном случае речь шла об автономии, которая, с одной стороны, является великим достижением, а с другой – во имя высших целей она должна быть ограничена в пользу единства трудового народа, что будет залогом его окончательной победы. «Так и только так следует понимать декрет 22 мая [1920 г.], объединяющий хозяйственные органы Советской Башкирии и Российской федерации». Политическое единство и плановая экономика должны были обеспечить не только конечный успех, но и спасти народ республики от нищеты и анархии. Между тем Валиди и его соратники показали свою «неспособность управлять молодой республикой», преследовали «исключительно свои личные честолюбивые (под флагом национализма) цели», действуя, «подобно левым эсерам Великороссии и Украины», «в совершенно превратном и извращенном виде» трактовали «перед башкирскими массами этот декрет».


Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Помимо «честолюбивых целей» и сознательного искажения декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета, сторонники Валиди, именуемые в этом документе «авантюристами» и «гнусными дезертирами», обвинялись в «преступном сепаратизме», ведении преступной агитации на местах, в стремлении «открытым мятежом и анархией (безвластием) сорвать организованную волю сознательного большинства трудящихся Башкирии», хищении «народного достояния в виде денег, оружия, обмундирования и прочих ценностей», нанесении «предательского удара в спину», препятствуя посылке «пополнений красным фронтам, ослабив заготовку продовольствия голодающим труженикам и красным воинам». Валидовское правительство, согласно этому манифесту, превратилось в центр «для объединения всех преступных и темные элементов республики – бандитов, бродячих шаек дезертиров – шкурников и прочих отбросов трудового народа Башкирии», в «прислужников кулаков-богатеев».

Разногласия между Валиди и большевиками относительно автономии Башкирии были первым конфликтом такого рода в стране. Он разразился в первой половине 1920 г., то есть тогда, когда обустройство Советской России еще не завершилось, а часть республик, которые позже войдут в состав СССР и Российской Федерации, еще не существовала. Это противостояние не только создало соответствующий прецедент, но имело важное значение для последующей истории Татарстана, Башкирии и, в какой-то мере, Средней Азии: отныне всех «националистов», «сепаратистов» и прочих врагов народа в этих регионах стали представлять в качестве валидовцев, чтобы возложить на них часть вины башкирского лидера.


Источник: chronograph.livejournal.com
Источник: chronograph.livejournal.com

Осуждение «султангалиевщины»

Продолжение ЗДЕСЬ: