Почему взрослая жизнь бывших двоечников складывается порой успешней, чем у подававших большие надежды отличников?
Традиционно считается, что образование – своеобразный обязательный гарант карьеры и благополучия. Но, внимательно осмотревшись, можно заметить большое число известных и состоятельных людей, которые в прошлом не выделялись особыми способностями. В ближайшем окружении каждого человека найдутся примеры как необъяснимого взлёта товарищей с посредственными данными, так и странного прозябания умных и талантливых личностей.
Такие случаи вполне объяснимы, если проанализировать среду, в которой проходило становление личностей граждан.
Путь подростка-отличника прямой и бесхитростный. Он корпит над учебниками и получает за это похвалы, им не нарадуются родители и учителя. Для душевного спокойствия ему достаточно хорошо учиться, его не ругают и ставят в пример.
Путь двоечника тернист, многогранен и осуждаем. Ему ежедневно приходится искать выход из положения, будь то задача, как списать контрольную или как оправдаться за прогулы. Ещё в детском возрасте неуспевающий ученик проходит массу испытаний – его ругают, заставляют что-то делать, с ним проводят беседы, его наказывают. Он же выкручивается, хитрит и закаляется в невзгодах. И к моменту получения аттестата подросток проходит школу жизни куда более суровую, чем его старательный одноклассник. Он оказывается более подготовлен к этапу, на котором перестаёт считаться ребёнком.
В дальнейшем благополучные юноши и девушки ещё лет пять посещают институты, проживая зачастую с родителями и существуя на их средства. Всё это время, по сути, они продолжают оставаться детьми.
Необременённому знаниями выпускнику нет смысла пытаться грызть гранит науки в вузе. Он начинает трудовую деятельность. И когда одноклассник-отличник получает диплом, в багаже у когда-то неуспевающего школьного товарища – богатый практический трудовой и житейский опыт, противопоставить которому молодой специалист может лишь корочку с присвоением квалификации. А если труженик успел ещё и в армии побывать – их опыт и навыки несоизмеримы.
В наше время работодателя мало волнует образование соискателя вакансии, ему важен опыт работы и навыки. По этой причине часть умных людей с высшим образованием остаётся невостребованной. А вот умельцу, не бахвалящемуся избытком знаний, но реально способному к труду, дело всегда найдётся.
Мы же потом удивляемся, почему много знающему человеку не сыпятся заманчивые предложения со всех сторон?
Образование сейчас перестаёт быть определяющим критерием для уважения и достатка.
Эту тенденцию уловила молодёжь, и не случайно количество желающих продолжать обучение в вузах в этом году резко сократилось. Образ очкастого Знайки из сказки Носова не выдерживает конкуренции с умельцами сварить кашу из топора и подковать блоху. Недостаток образованности успешно заменяют сообразительность и практичность. Старая пословица – «голь на выдумки хитра» переживает своё второе рождение, доказывая на практике превосходство деятельности над раздумьями.
Мамам и папам, не мыслящим жизнь своего ребёнка без наличия у него формального высшего образования, стоит лишний раз задуматься – нужно ли в современных реалиях оно самому подростку?