Найти в Дзене

ПОСЛАНИЕ К ТИТУ (ч.4): ПОВЕДЕНИЕ ВСЕХ ХРИСТИАН

Оглавление
«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Рабов [увещевай] повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:1-10).

Людям, которые позволяют себе быть гнусными, непокорными и безнравственными, Павел противопоставляет свое желание, чтобы Тит преодолел моральное разложение проповедью “здравого учения” (2:1). Грязное может стать чистым, если его пропустить через истину!

Говоря о достойном поведении всех христиан в быту, Павел исходит из практического применения здравого учения (2:1-10). Основанием для христианского поведения, говорит он, является Божья благодать (2:11-15). Учитывая репутацию жителей Крита, он подчеркивает, что все могут быть спасены через Божью благодать - и все должны воспользоваться предоставленной возможностью стать частью Его божественного плана.

В главе 2 Павел не только утверждает силу чистого учения, но также показывает, что оно может помочь людям любого возраста. Здесь Павел конкретизирует, что значит “довершить недоконченное” (1:5), подробно останавливаясь на работе с различными группами людей: с пожилыми мужчинами (2:2), пожилыми и молодыми женщинами (2:3-5), молодыми братьями (2:6-8) и рабами (2:9, 10). Эта цель - “довершить недоконченное” - может быть достигнута с помощью здравого учения.

ПОЖИЛЫЕ МУЖЧИНЫ (ст. 2)

Бог всегда рассчитывал на то, что пожилые люди будут лидерами (см. Чис. 11:16, 17; Иер. 19:1, 2). Павел призывает зрелых мужчин быть “бдительными” (2:2). Это слово рисует нам человека, осмотрительного по отношению к тому, что он принимает или допускает в свою жизнь и свой круг общения.

Пожилые люди должны быть “степенны”. На них должны смотреть, как на образец. Какую важную роль играют такие люди для поощрения достойного поведения в округе!

Они должны быть “целомудренны”. Такой образец самообладания бесценен для того, кому приходится иметь дело со слабостями и своеволием других.

Они должны быть “здравы в вере”. Здесь Павел употребляет то же самое слово, которым он определил учение в стихе 1 (греч. хигиайно), увязывая его на этот раз с верой человека. Поскольку вера - это победа, которой мы побеждаем мир (1 Ин. 5:4), Павлу было очень важно помочь Титу отвернуть критян от путей мира (см. Рим. 4:20; 1 Кор. 16:13; Кол. 2:7).

Они должны быть “здравы в любви” (греч. агапэ). Это слово благоприятно характеризует многие аспекты жизни. Подставьте свое собственное имя (или слово “христианин”) в описание любви в 1 Кор. 13:1-8. Любовь непременно проявляется в стремлении содействовать благу других. Это прекрасное слово, и именно так оно представлено в Писании; но к нашему времени смысл его был очень сильно искажен.

Они должны быть здравы “в терпении”. Такой стойкий человек поддержит других на их пути через испытания к зрелости.

ПОЖИЛЫЕ И МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ (ст. 3-5)

Тогда как все женщины должны подчиняться мужчинам в отношении обучения, “старицы” могут оказать большую помощь молодым женщинам в познании и распространении истины. Такие женщины, как Анна (Лк. 2:36-38), Лойда (2 Тим. 1:5) и Прискилла (Деян. 18:24-26), были исключительно полезны в формировании духовной зрелости других людей ради Спасителя. Господь знал, что благочестивые женщины будут содействовать росту царства подобно тому, как закваска поднимает тесто (Лк. 13:21; Гал. 5:9).

Старицы (2:3, 4)

1. Старицы, или пожилые женщины, должны вести себя “прилично”. Это гарантирует им близость с их Создателем (см. Иак. 4:8; Прит. 31:30).

2. Пожилые женщины не должны тратить свое время и силы на клевету и сплетни. У пожилых больше времени, чтобы стать самоуверенными, и, возможно, больше времени на разговоры. Павел защищает церковь от обеих этих возможностей, запрещая сплетничать!

3. Пожилые женщины не должны “порабощаться пьянством”. Порабощение здесь означает, что не человек управляет алкоголем, а алкоголь - человеком (Прит. 20:1; 23:29-35).

Достаточно одного случая опьянения, чтобы серьезно нарушить принцип, заложенный в этом стихе. В первом веке вино, действительно, широко применялось в быту и в медицине (1 Тим. 5:23). Сегодня же в любом случае применения алкоголя следует учитывать то влияние, которое христианин оказывает на окружающих (Рим. 14:21).

4. Пожилые женщины должны “учить добру” (см. Лк. 2:36-38; Деян. 21:8, 9; Фил. 4:2, 3; Евр. 5:11-14). В других своих посланиях Павел говорит о некоторых женщинах как о выдающихся учителях. Каждое общество и каждая община должны внимательно присмотреться к способностям благочестивых женщин и подумать над областью их использования в соответствии с волей Бога. В данном случае Павел имеет в виду не только публичное обучение.

5. Пожилые женщины должны “вразумлять” (2:4). Это слово предполагает систематическую работу, гарантирующую, что делается все, на что указывает истина. Подобное формирование характера и поведения молодых женщин является основополагающим в создании крепких, счастливых семей. О том, чему конкретно надо учить молодых женщин, Павел говорит в следующем стихе.

Молодые женщины (2:4, 5)

1. Молодые женщины должны “любить” своих мужей и детей. Жена и мать должна быть также и другом. Она должна искренне радоваться моментам общения с мужем и детьми. Благословенна та семья, в которой жена с удовольствием заботится о муже и детях.

2. Молодые женщины должны быть “целомудренными” (2:5). Это слово предполагает здоровые чувства, а также сдерживание своих желаний и порывов.

3. Молодые женщины должны быть “чистыми”. В наше время, когда из семи женщин, вступающих в брак, одна уже беременна и ежегодно делается более сорока миллионов абортов, так необходимо, чтобы благочестивые пожилые женщины помогали бороться с половой распущенностью. Они должны помогать внушать молодым женщинам, как сохранять чистоту. Вот те отрывки, которые следует тщательно изучать сегодня вместе с молодыми женщинами до того, как они выходят замуж: Прит. 5:1-23; 6:20-35; 7:1-27; 9:13-18; 1 Тим. 5:5-15; 1 Фес. 4:3-7; Отк. 2:20-23.

4. Молодые женщины должны быть “попечительными о доме”. Это означает, что они должны сами работать и следить за тем, чтобы в доме выполнялась необходимая работа. Женщины, которые перестают заботиться о доме, становятся слишком увлеченными своей карьерой. Хотя в Прит. 31:10-31 ясно сказано, что богоугодные женщины могут быть заняты вне дома, очень важно, чтобы они не забывали о предписанной им роли в семье.

Все, что создал Бог, в том числе семью и место женщины в ней, служит нашему благу и счастью. Женщины, молодые и пожилые, должны верить этому плану и уважать его. Никаким другим путем им не прийти к жизни в избытке, ради осуществления которой приходил Иисус.

5. Молодые женщины должны быть “добрыми”. Сегодня некоторые жены и матери думают, что они рождены не для того, чтобы следить за порядком в доме, мыть полы, готовить, стирать или воспитывать детей! Указание Павла быть добрыми, которое следует сразу же за требованием заботиться о доме, призывает к тому, чтобы вся эта работа делалась с добрым расположением сердца.

6. Молодые женщины должны быть “покорными своим мужьям”. В Еф. 5:22-24 Павел писал: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, ...но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем”.

Далее Павел предупреждает о том, что если учение, вразумление и реальная жизнь этих женщин не будет соответствовать его указаниям, Божье Слово может быть “порицаемо” (см. 1 Пет. 3:1-6; 2:11, 12).

Некоторые современные женщины заявляют, что эти принципы устарели, а Павел был просто “женоненавистником”. Они недостойно отзываются о Божьем Слове, возможно, не осознавая этого. Хула на Божье Слово - это не мелочь! Кроме того, цена, которую зачастую платят женщины, отвергающие эти вдохновенные наставления, - семейные сражения, насилие и разбитые сердца.

МОЛОДЫЕ МУЖЧИНЫ (ст. 6-8)

Требования Павла к молодым мужчинам не менее жестки. На некоторых сделан особый упор. Трижды (2:2, 5, 6) этих Божьих слуг Павел призывает быть “целомудренными”! Это еще раз говорит о ценности умения владеть собой - качестве, необходимом каждому возрасту (см. Гал. 5:22).

Тит был молодым человеком. Поэтому Павел обращается к нему на “ты”: “Во всем показывай в себе образец”. Любой молодой проповедник, который пытается что-то требовать от других, сам не являясь примером для подражания, не может рассчитывать на большое уважение или сотрудничество со стороны своих слушателей (см. Рим. 2:17-24).

В этом первом требовании Павла к юношам есть три основных момента. Стих 7 призывает: “Во всем показывай в себе образец добрых дел”.

1. Слово “показывай” особенно важно. Благовестник должен быть среди людей, и он должен иметь, что им сказать и что показать. Существует большая разница между тем, чтобы просто говорить что-либо, и иметь, что сказать. Павел пишет, что наступило время, когда нужно не только говорить, но и показывать.

2. Благовестник показывает пример. Людям пойдет на пользу, если они будут следовать этому примеру. Внимательно перечитайте следующие три отрывка: 1 Пет. 2:21-24; 1 Кор. 11:1; 1 Тим. 4:12-16.

3. Люди видят его “добрые дела” (Мф. 5:16; Еф. 2:10; Гал. 6:9, 10). В этом письме Павел постоянно возвращается к мысли о “добрых делах” (2:14; 3:1, 8, 14).

Учить надо в “чистоте”. Истина никогда не потускнеет, не устареет, не погибнет и не прейдет (Мф. 24:35; Ин. 12:48). Так зачем нам тогда желать учить чему-либо иному, помимо истины? Мир и все мирские принципы уйдут в небытие, но исполняющий Божью волю живет вечно (1 Ин. 2:17). Тот, кто будет с усердием творить добрые дела и неустанно проповедовать здравое учение (в противоположность извращенному учению), будет “возвеличен”.

Брат, обладающий всеми этими чертами, будет говорить “слово здравое, неукоризненное”. Павел начинает с повеления о здравом учении (2:1) и завершает на той же ноте, добавив настоятельное требование жить и говорить сообразно этому учению.

Уильям Барклей изложил суть роли благовестника в проповеди истины:

«(I) Должно быть ясно, что его мотивы абсолютно чисты. Христианский учитель и проповедник постоянно сталкивается с искушениями. Всегда существует опасность саморекламы. Всегда существует искушение продемонстрировать свои ум, знания и мудрость. Всегда существует искушение привлечь внимание к себе, а не к Божьей вести. Всегда существует искушение проявить власть. Учитель, проповедник, ...пастырь всегда испытывает искушение быть диктатором. Руководителем он должен быть, диктатором - никогда...

(II) Он должен обладать достоинством. Достоинство - это не отчужденность, не высокомерие или гордость. Достоинство - это осознание громадной ответственности за то, что ты являешься представителем Христа. Другие люди могут опускаться до мелочности; ты должен быть выше этого.

...Другие могут обижаться или болезненно оберегать свое место и престиж; ты должен обладать смирением, которое заставляет забыть о каких-либо местах вообще...

(III) Он должен нести здравое учение. Христианский учитель и проповедник должен однозначно проповедовать только истины евангелия, а не свои собственные идеи. Нет ничего легче для проповедника и учителя, чем тратить время на посторонние темы. ...Как только человек становится глашатаем своих собственных идей или выразителем интересов какой-либо группы лиц, он перестает быть истинным проповедником или учителем Божьего слова.

Обязанность, возлагаемая на Тита, - задача невероятных размеров, и заключается она в том, чтобы не говорить с людьми о Христе, а показывать им Христа...

Самая большая похвала, которую можно высказать в адрес учителя, - это сказать о нем: “Сначала он трудился и только потом учил”».

Первым делом, благовестник должен показать людям пример, а уж затем приступать к пояснению, что и будет настоящим объяснением истины!

РАБЫ (ст. 9, 10)

Благодаря христианскому поведению Божий план спасения можно применить к любой социальной модели, преобразовав ее в гармоничные и уважительные взимоотношения между людьми на каких-либо отдельных или всех уровнях. Мф. 20:26-28 и Гал. 3:26-28 приводят основные практические принципы взаимоотношений, которые объединят людей и даже приведут к взаимной любви (Ин. 13:34, 35). Стихи 9 и 10 побуждают рабов-христиан с достоинством исполнять свою роль.

Рабы должны “повиноваться” своим господам. Это то же отношение, к какому призывает и стих 2:5. Он особенно подходит к данному случаю, так как слуги должны повиноваться наставлениям и советам хозяина. В одной семье из поколения в поколение передается рассказ о прадеде, который искал работника для своего участка. Он просил нанимавшегося перебросить камни через изгородь. Когда парень выполнял задание, прадед говорил ему, что передумал и теперь эти камни надо перебросить обратно. И такое он проделывал трижды. Большинство кандидатов в работники либо злились, либо просили моего прадеда сначала определиться, что он хочет, прежде чем давать задание. Один же из нанимавшихся стал добросовестно выполнять задание в четвертый раз. Когда прадед спросил его, почему он не возражает, тот ответил: “Это ваши камни. Если вы хотите, чтобы я бросал их туда-сюда всю неделю, я думаю, это ваше дело - и моя работа”. Прадед нанял этого человека, потому что тот понимал, что такое повиновение.

Рабы должны “угождать”. Они должны служить своим господам радостно и охотно, стремясь угодить им “во всем”. Это качество можно отнести и к взаимоотношениям между современными работодателем и работником. Работники должны отказаться от привычки угождать начальнику в его присутствии и проявлять к нему неуважение, когда тот отсутствует. Павел не допускает такого лицемерного поведения. Эту мысль он вкладывает в следующее наставление: слуга не должен “прекословить”.

Еще одно важное требование к рабу (или работнику) - “не красть”. Здесь возможна такая позиция: “Он богат [или эта фирма большая]. Ничего не случится, если я возьму немного!”

Так думает достаточно много людей, что делает присвоение чужих денег и средств - бизнесом с многомиллионной прибылью.

В противоположность этому безрассудству, слуга (или работник), о котором говорит Павел, должен проявлять “всю добрую верность” (греч. агафос). Это же греческое слово в 2:5 тоже переводится как “добрый”. Робинсон дает ему такое определение: “[Такой человек] отличается превосходными качествами, характером справедливым, стремится быть полезным”.

Те, кто следует этой линии поведения, вкладывают свою лепту в то, чтобы учение оставалось здоровым, таким образом “украшая” его. Люди могут жить так, чтобы служить украшением Библии. Божественные законы вызывают наибольшее благоговение, когда их проявление видишь в жизни духовного воина креста (см. 2 Кор. 3:2-6).

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻