Найти тему
Основной аэродром

📅 Немецко-японский вертолёт BK 117 и первый полёт МиГ-23. «День в истории авиации» №76 (7—13 июня)

Оглавление

Первый авиалайнер DC-4, летающая лодка в масштабе от французских конструкторов, «утка» от Бёрта Рутана и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

7 июня

7 июня 1938 года — первый полёт авиалайнера Douglas DC-4E. /США/

DC-3 ещё не совершил первый полёт, а а/к United Air Lines вместе с American Airlines, Eastern Air Lines, Pan American Airways и Transcontinental & Western Air уже заказали Douglas Aircraft разработку более совершенного авиалайнера. Каждая а/к вложила в проект по 100 тысяч долларов. Будущий сменщик DC-3 получил обозначение DC-4E.

Это был низкоплан с убираемым шасси и трёхкилевым хвостовым оперением. Брал на борт 42 пассажира (против 32 у DC-3) в обычном варианте и 30 человек в ночном (с лежачими местами) Оснащался 4 × двигателями Pratt & Whitney R-2180-A Twin Hornet (1450 л.с.) Крейсерская скорость — 322 км/ч, дальность полёта — 3500 км.

DC-4E получился экспериментальным с рядом технических новшеств. Единственный построенный самолёт летал в а/к United Airlines, но уже в конце 1939 года был продан а/к Imperial Japanese Airways. В Японии DC-4E стал основной для бомбардировщика Nakajima G5N Shinzan.

8 июня

8 июня 1934 года — первый полёт истребителя Bristol Type 133. /Великобритания/

Спецификация F.7/30 британского авиационного министерства достаточно просто описывала требования к новому истребителю — с 4 пулемётами, скоростной (от 400 км/ч), с хорошими высотными характеристиками. Ни один из 3 предложенных проектов Bristol Aeroplane не был заказан для постройки прототипов, но компания решила за свой счёт построить на конкурс 2 самолёта — Type 123 и Type 133.

Type 133 был цельнометаллическим низкопланом с убираемым шасси. Стал первым самолётом Bristol с напряженной обшивкой из алькледа. Двигатель Bristol Mercury VIS.2 (640 л.с.) позволял развить скорость до 418 км/ч. Вооружение — 4 × 7,7-мм пулемёта Vickers.

На заводских испытаниях истребитель показал себя с неплохой стороны. После доработок его собирались отправить на официальные испытания. Но 8 марта 1935 года Type 133 вошёл в неустранимый плоский штопор и разбился. Конкурс в итоге выиграл биплан Gloster Gladiator.

9 июня

9 июня 1948 года — первый полёт экспериментальной летающей лодки SNCASE SE.1210. /Франция/

После окончания Второй мировой войны компания Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Est (SNCASE) начала работу над проектом SE.1200 — 8-моторной летающей лодки на 125 пассажиров. Для отработки конструктивных решений построили копию SE.1200 в масштабе в 1:2,9. Уменьшенная летающая лодка получила обозначение SE.1210.

SE.1210 представляля собой цельнометаллический высокоплан со складывающимися поплавками на концах консолей крыла. Оснащался 4 × двигателями Renault 6Q (240 л.с.) Крейсерская скорость — 305 км/ч, дальность полёта — 4200 км. Экипаж — 3 человека.

Т.к. это был по сути летающий тестовый стенд, то построили всего одну SE.1210. Она летала до закрытия родительского проекта SE.200. В 1952 году её разобрали и утилизировали.

10 июня

10 июня 1967 года — первый полёт многоцелевого истребителя 3-го поколения МиГ-23. /СССР/

В начале 1960-х годов в ОКБ А.И.Микояна начались работы над новым перспективным истребителем для замены МиГ-21. Прототипы несколько раз менялись — Е-8 с передним горизонтальным оперением, Е-7ПД с укороченным взлётом и посадкой и др. В 1964 году основным решили сделать прототип «23-11» — позже он станет известным нам МиГ-23.

Это был высокоплан с крылом изменяемой стреловидности (72° / 45° / 16°) и боковыми воздухозаборниками. На первых МиГ-23 стоял двигатель Р-27Ф2М-300 с тягой 98,1 кН на форсаже. Максимальная скорость — 2500 км/ч, дальность полёта — 1450 км. Вооружение — 23-мм пушка ГШ-23Л + 4 точки подвески для управляемых / неуправляемых ракет и бомб.

В мае 1969 года первые истребители поступили на вооружение ВВС СССР. Всего же, за 16 лет производства выпустили более 4000 МиГ-23 различных модификаций. Кроме Советского Союза, они использовались ВВС стран Варшавского договора, Египта, Ливии, Индии и т.д.

P.S. Привет, Игорь Иванович! 🙂

11 июня

11 июня 1943 года — первый полёт экспериментального самолёта Handley Page H.P. 75 Manx. /Великобритания/

В начале 1940-х годов британская авиационная промышленность активно занялась экспериментальными, но перспективными проектами. Инженер компании Handley Page Густав Лахманн (Gustav Lachmann) в 1942 году разработал самолёт H.P. 75 Manx, предназначенный для тестирования схемы «бесхвостка». Прототип построила компания Dart Aircraft.

H.P. 75 представлял собой среднеплан с тремя вертикальными килями в задней части фюзеляжа и на концах крыла, толкающими винтами и неубираемым шасси. Оснащался 2 × двигателями de Havilland Gipsy Major (140 л.с.) Максимальная скорость — 240 км/ч. Экипаж — 2 человека.

В связи с загруженностью Handley Page военными заказами, тестирование нового самолёта шло медленно. До 1945 года Manx выполнит всего 31 полёт (17 часов 31 минута лётного времени). В декабре 1946 года проект H.P. 75 Manx закрыли, а единственный прототип утилизировали спустя 6 лет.

12 июня

12 июня 1979 года — первый полёт лёгкого самолёта Rutan Long-EZ. /США/

Конструктор Бёрт Рутан (Burt Rutan), известный своей любовью к нетрадиционным аэродинамическим схемам, в 1976 году разработал самолёт аэродинамической схемы «утка» VariEze. Он быстро стал популярным, и компания Rutan Aircraft Factory начала работы над его улучшенной версией — Long-EZ.

Это был среднеплан с передним горизонтальным оперением, стреловидным крылом и рулями направления на концах крыла. Передняя стойка шасси сделана убираемой. Мог оснащаться разными двигателями, наиболее распространённый — Lycoming O-235 (115 л.с.) Крейсерская скорость — 232 км/ч, дальность полёта — до 3230 км. В кабине помещались пилот + 1 пассажир.

Как и VariEze, новый Long-EZ предназначался для домашней сборки и продавался в виде чертежей. Точное число построенных самолётов неизвестно, но их точно более 700 штук. В 2008 году на день рождения Рутана слетелось более 200 единиц Long-EZ из всех уголков США.

13 июня

13 июня 1979 года — первый полёт многоцелевого вертолёта MBB/Kawasaki BK 117. /Германия, Япония/

Развивая идеи, заложенные в успешный вертолёт Bo 105, компания Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB, Германия) во второй половине 1970-х годов начинает новый проект. 25 февраля 1977 года MBB и Kawasaki (Япония) подписали соглашение о партнёрстве в сфере вертолётостроения. Так проект получил имя — BK 117.

BK 117 представлял собой одновинтовой вертолёт с полозковым шасси. Хвостовая балка — с горизонтальным оперением и вертикальными шайбами на его концах. Оснащался (в версии BK 117 B-2) 2 × турбовальными двигателями Textron Lycoming LTS 101-750B-1 (593 л.с.) Крейсерская скорость — 248 км/ч, дальность полёта — 570 км.

Серийное производство BK 117 началось в 1981 году и продолжается сегодня. Выпущено около 500 вертолётов. Сегодня BK 117 используются для перевозки пассажиров и грузов, эвакуации раненных и больных, а также применяется полицией, пожарными службами и армией.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории