Поскольку выставочный рынок развивался стихийно, управленческая модель в нем сформировалась очень специфическая. Порой можно наблюдать катастрофическую управленческую безграмотность и абсолютно любительский уровень менеджмента, присущий стихийным рынкам. Причем, как внутри выставочных компаний, так и в компаниях, выполняющих функцию заказчика, где уже стало нормой назначать на позиции, так называемых, «маркетологов», людей, без вообще какого-либо образования (либо с «козявочным» образованием, как сие явление именовал Михаил Задорнов), не имеющих ни малейшего представления о маркетинге, функционировании рынка, экономике, да и вообще капитализма как такового. Прибавьте к этому крайне ограниченный словарный запас, спутанность сознания, оборачивающуюся на практике неумением формулировать мысли, расшатанную эмоциональную сферу — и вот пред нами психологическийпортрет заказчика в выставочной сфере, именуемого на западный манер «клиентом». Конечно, не конечный заказчик, но его уполномоченный представитель.
В качестве иллюстрации приведу наглядный пример из жизни (поверьте, таких казусов в выставочнойсфере происходит множество за один лишь день). Заказчик присылает техническое задание для разработки проекта выставочного стенда, состоящее из перечисления оборудования, позиций этак в 200. Сей «литературный труд» занимает примерно 6 страниц текста мелким шрифтом, состоящего из узкопрофильных аббревиатур и некоторых технических характеристик изделий, производимых его, заказчика, предприятием (видимо, «маркетолог» выдернул файл из технического отдела, не читая и не осмысляя, просто механически переслал дизайнерам). Изображения, как и расшифровка функционала изделий отсутствуют. И что с этим делать должен делать дизайнер? По рыночным стандартам, выставочная компания не может тратить на проект временной ресурс более 2-х дней (раз уж они все дружно, в меру своей стратегической близорукости, подписались в далекие 90-е разрабатывать дизайн-проект на некоммерческой основе). То есть 2-х рабочих дней дизайнера. Надо ли говорить, что если дизайнер начнет гуглить весь этот перечень оборудования, у него уйдет неделя, чтобы хотя бы понять специфику и разобраться с габаритными размерами экспонатов?
Почему заказчик не может разложить на столе свои изделия, померить рулеткой габариты подиумов, необходимых для экспозиции изделий — а ведь именно их и будет изготавливать выставочная (микростроительная) компания, и прислать эти размеры дизайнерам? Не скидывать центнер технической документации, в которой, чаще всего сам «скидывальщик» соображает не большедизайнера. И здесь нас ждет ужасающее открытие - «там» кто-то не хочет или не может (в меру анатомических особенностей) думать. Просто механически пересылает письма с производства, и все. За сие, надо отметить, человек получает стандартную московскую заработную плату. Вопрос: а почему дизайнерза тот же финансовый «госстандарт» должен напрягать свой мозг, если вышестоящая инстанция в лице заказчика этого делать не желает? Правильно, и дизайнер мозг особо не напрягает. Может, если ему хорошо заплатить, умеет, знает как, но в данном случае не будет принципиально. В результате происходит общение на уровне двух (или более) клинических имбицилов. КПД почти нулевое, если не отрицательное, но все при своих маленьких зарплатках. И всех, как не абсурдно это звучит, устраивает подобное положение вещей! А ведь у выставочников чуть ли не каждый день меняется профиль заказчиков — сегодня это производители нефтеперерабатывающего оборудования, завтра, к примеру, корма для животных, после завтра громоотводы, мебель, автомобили, сельскохозяйственная техника, вооружение, логистические услуги, да все что угодно. Как дизайнерможем быть специалистом во всем? Леонардо да Винчи, хоть и знал и умел все, что знала его эпоха, но в нынешней ситуации и он бы не потянул, ибо в его эпоху знания были гораздо менее обширные чем сегодняшние.
Текст: Павел Сапов
Продолжение следует
Уважаемые читатели! В рамках данного формата я публикую фрагменты статей, разбивая одну большую статью на несколько. Если вас заинтересовал материал, и вы хотите прочитать продолжение или предшествующие части - заходите на мой канал, там обязательно будут следующие части и статьи целиком. Подписывайтесь, читайте, комментируйте:)