Если опустить политику и говорить о личности и судьбе - то лично мне жалко императора Павла.
С детства все пошло не так! Его бабушка, Елизавета Петровна возлагала на него большие надежды, рассчитывая что он станет великим императором, но, как известно, история распорядилась иначе.
Властная мать Павла (Екатерина II) убивает его родного, хоть и чудаковатого, отца (Петра III), а маленького Павлика (к тому времени Елизавета уже умерла) отправляют в Гатчину, поскольку он создает помехи для Екатерины, которая взошла на престол не совсем легитимно и могла быть только регентом при юном императоре.
Раннее осознание, что мама отправила на тот свет папу, и возможно причастна к гибели Ивана VI (исторических доказательств этому нет) взрастило в юном наследнике не только иппохондрическое расстройство, но и подозрительность и мнительность. Он почему-то решил, что его убьют так же, как и отца.
В день своего восемнадцатилетия Павел должен был принять власть, но... ничего не произошло. Императрица скромно поздравила его с днем ангела и отправила назад в Гатчину. Нормальный стартовый набор психологических травм.
Но и это было еще не все.
Найти утешение в любви - тоже не получилось.
Первый брак мягко говоря был неудачный - жена изменяла ему с единственным другом Андреем Разумовским.
Помогла вскрыть эти факты Екатерина II, но уже после смерти жены Павла - Натальи Алексеевны.
Второй брак тоже положения не поправил. И хотя супруга родила императору 10 детей, Павел не очень любил свою жену.
Всех детей, которые родились от второго брака властная мама забирала на воспитание, мягко намекая сыну, мол, ты никто и звать тебя никак.
Павел боялся матери, боялся ее любовников, более того - ему было стыдно за Екатерину II, поскольку она была барышней любвеобильной и ее романы чуть ли не в открытую обсуждала вся Европа.
Понятно, почему Павел был рад смерти матери в 1796 году. На тот момент ему было 42 года, что в те времена были предпенсионные годы.
Когда Павлу сообщили, что матушка при смерти, он в срочном порядке выехал в Санкт-Петербург. Нет, не к умирающей матушке, а искать указ о престолонаследии, который императрица пыталась передать сыну Павла Александру I (да, опять таки в обход бедного Павлика). И - к своему счастью - этого документа будущий легитимный император не находит!
Разумеется, все окружение бывшей императрицы в панике, никакого указа о том, кто всходит на престол следующим нет, а значит - это будет ее сын, Павел, которое это самое прикормленное окружение терпеть не может, армия его тоже терпеть не может.
И вот тут у него начинается самая настоящая паранойя.
Короче, у Павла были все основания переживать и строить себе отдельный дворец с тайными ходами, окруженный рвом, через который вели подъемные мосты. Более того, по периметру замка стояли пушки, и желающим осадить его мягко говоря не поздоровилось бы.
Ради строительства замка Павел замораживает все стройки в Санкт-Петербурге, и даже строительство Исаакиевского собора. Более того, он взял мрамор с собора, за что его прямым текстом проклинают.
Городская легенда гласит, что святая Ксения Петербургская прокляла того, кто снял мрамор с собора. Именно она предрекла Павлу, что он проживет столько лет, сколько букв на фасаде его замка. На фасаде цитата из библии - "Дому твоему подобает Святыня Господня в долготу дней", которая со всеми ятями насчитывает 47 букв.
Надо сказать, что крепость была построена в рекордные сроки - за 4 года. Переезд был стремительным. В условиях сурового Питерского климата здание должно было год отстояться и просушиться, но на это у Императора не было времени, поэтому современники рассказывают про невероятную сырость в здании.
Идею Михайловского замка Павел вынашивал фактически 12 лет прежде чем воплотить мечту в реальность. Но проживет там молодой император всего 40 дней, на 40-й день его убили.
Павел правильно вычислил руководителя заговорщиков - генерала-губернатора Петербурга Петра Алексеевича Палена, который несколько раз попадал в опалу к императору и несколько раз был прощен. Незадолго до убийства Павел вызвал Палена к себе и устроил ему допрос, обвиняя в участии в заговоре против него. Палену удалось взять себя в руки и соврать, что он действительно участвует в заговоре против императора, но только чтобы этого самого императора спасти и выдать всех заговорщиков, а руководит всем сын Павла - Александр. Разъяренный Павел подписывает указы об аресте всех, кого назвал ему Пален, в том числе и своего сына. После чего, Пален с этими указами идет к Александру, рассказывая, о пошатнувшемся душевном здоровье императора и намекает, что хорошо было бы его свергнуть.
Именно Александр дал добро на дальнейшие действия заговорщиков, взяв с них обещание, что с отцом ничего не случится.
В принципе, его было за что не любить. Тут не только играет роль заговор придворных, которым был удобен на престоле податливый Александр I, но и самодурство Павла, который ухитрился отменить многие законы, которые вводила Екатерина, а свою изначально хорошую реформу армии превратить в муштру, что тоже сыграло против него.
Во время смотра Гатчинских войск в 1798 году один из полков не услышал команду императора, на что разгневанный Павел скомандывал: "По церемониальному маршу … на поселение в Сибирь – шагом… марш!"
Нагнали полк с помилованием через несколько дней, когда император остыл.
В целом, Павел был прекрасно образован (сказались старания бабушки императрицы Елизаветы, которая растила его как императора), и возможно, если бы не детские травмы, сложные отношения с властной матерью и самодурство - он был бы неплохим правителем.
Однако, мы никогда об этом не узнаем, поскольку история не знает сослагательного наклонения.