Капитан Ланде Алексей Анатольевич
Стационарное обследование врачебно-летной комиссии (ВЛК) – это отдельная жизнь в судьбе каждого военного летчика. Здесь все: и трагедия, и комедия (чаще всего – трагикомедия), рушатся судьбы или рождаются новые планы на жизнь, но всегда это отдельная непередаваемая атмосфера выскользнувших их рук «костоправов» пилотов.
Вертолетный полк в Афганистане. Восьмидесятые годы прошлого века. Срочно поставлена задача – собрать летчиков, накопивших, как блох, диагнозов, и, выделив им самолет, отправить до Ташкента, пройти ВЛК. Сроку на все – три дня. Старшим определили командира АЭ.
В родном отечестве что-то сразу пошло не так. В медицинском учреждении не было мест, и группу военлетов определили в гинекологическое отделение, по причине отсутствия там контингента. На «старых харчах» адаптация прошла быстро, и командир АЭ повел своих летунов «пеший по-летному» – по своеобразному и неизведанному отделению.
Дойдя до кресла, в народе называемого «вертолет», он начал рассказывать бестолковым подчиненным, что это такое, а для пущей убедительности, сняв больничную пижаму и то, что было под ней, уселся, в как он его назвал, «вертолетный тренажер», при этом задрав ноги выше головы.
В это самое время начальник отделения (женщина), проводя группу студентов по своей вотчине, лихо распахнула дверь и как бы пошутила: – А здесь у нас вертолетчики на «вертолете» летают!
Слова совпали с делом, но, надо отдать ей должное, она «вывернулась»: – Не обращайте внимание, это у них специальная подготовка!!!
На следующий день вторая группа студентов, ведомая все тем же начальником, проходя по коридору, была напугана все тем же комэской, выскочившим в мыле из душа по причине перекрытия там холодной воды.
Никогда еще в истории отечественной авиации стационарное обследование ВЛК не проходило за два с половиной дня. Так еще до конца и не понявшие, что происходит, «освеженные» летчики были своевременно возвращены в полк с соответствующими индивидуальными «приписками» в медицинских книжках/
Запись в медицинской книжке комэски – «маниакальное стремление показать свои личные достоинства» – командир полка интерпретировал по-своему и еще долго приводил в пример своего подчиненного, говоря: – Учитесь, за два дня так сумел достать медиков своими рассказами, что те сделали запись про его личные летные достоинства!
Не повезло одному старшему лейтенанту, которому по причине ускоренного ВЛК в медицинскую книжку вшили выписной эпикриз женщины под такой же фамилией.
Всю обратную дорогу он донимал всех и спрашивал про какие-то две полоски. «Отвязался» потом уже комэска на построении: – Я привез эту «стаю бездельников» на ВЛК, так один индивидуум ухитрился за два дня сначала забеременеть, а потом и избавиться от «недуга»… – не успели пару рюмок «замахнуть», а он уже «залетел»!!!
Но все это периферия плюс уклон на войну – так сказать, национальные окраины, а в центральном военном клиническом авиационном госпитале все гораздо серьезнее. Здесь не проскочишь на халяву. По этой самой причине там один капитан «загрустил» уже на второй декаде и совсем бы пал духом, если бы не друг, своевременно «подогнавший» ему «мотоцикл».
В процессе его освоения летчик научился правильно вытягивать руки, чуть пригнув их в локтях, откидывать тело чуть назад и самое главное – правильно мотоцикл «прогазовывать», издавая как можно правдивее соответствующие звуки.
На второй день военлет уже выезжал из отделения, а на третий носился по госпиталю, чем радовал окружающих. Имитация езды и артистические способности капитана понравились.
Чтоб не метаться «дурнем» по коридорам, он получил задание от лечащего врача ездить по отделениям и собирать истории болезни коллег.
На третьей декаде «обнаглевший» капитан сначала поменял «тачку», взяв, как он говорил, за бесценок «Харлей Дэвидсон», а потом уже стал предлагать окружающим: – ДАВАЙ ПОДВЕЗУ!
И нашлись такие. Они плотно прижимались к мотоциклисту сзади, обняв его руками, и дружно стартовали с места.
Он стал популярен. Ему впоследствии даже простили перевозку медсестер и два совершенных им ДТП по столкновению с тележками, перевозящими пищу. Ему не простили одно – пьянство за рулем.
И он был вызван в кабинет начальника госпиталя. Лишенный начальником отделения водительских прав, оттуда он отправился «пешком». Беседа была недолгой. Он посетовал начальнику госпиталя на лишение его водительских прав и предложил ему купить его мотоцикл, на что произошла соответствующая реакция.
Начальник психоневрологического отделения отказался положить капитана у себя в отделение по причине его полного здравия, и военлет был отправлен в часть, а впоследствии уволен.
Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 3. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова. Рисунки Владимира Романова.