Мы живём в век цифрового бума. Следим за онлайн-мероприятиями, конференциями, встречами. Из этого несомненно получаются интересные проекты! Зрители и авторы, а также представители разных сфер и стран получают дополнительные возможности для общения, обсуждения совместной работы и т.д.
Но я сторонник традиционных оффлайновых выставок. Почему?
Я люблю «живые показы». У произведения искусства есть своя аура, которую не всегда легко почувствовать, находясь удалённо.
Работа над выставкой происходит в несколько этапов: съёмка, цифровая часть работы, печать фотографий в большом формате и непосредственный монтаж. Расскажу о каждом подробнее на примере работы над своим последним проектом «Управляемые небеса».
«Управляемые небеса» — это 22 крупноформатные фотографии. В кадре советские самолёты и вертолёты (экспонаты Центрального Музея ВВС в Монино) с закрытого для обычного посетителя ракурса — из кабины. Для создания реалистичности и эффекта максимального погружения каждый кадр объединён с пейзажем (из архива снятых ранее фотографий).
СЪËМКА
Я поставил перед собой задачу наиболее реалистично передавать внутреннее устройство кабин — сделать кадры очень большого размера, с максимальной детализацией: чтобы на каждом изображении можно было прочесть надписи, в реальной жизни размером около 5 мм. Но старые советские самолёты не приспособлены для создания подобных арт-объектов. Съёмка в данных условиях — технически сложный процесс. Постоянно не хватало места для того, чтобы выбрать правильный ракурс или направить свет. Возможности даже очень современной техники крайне ограничены на таких коротких расстояниях, в узких и маленьких кабинах, когда помимо прочего разные источники света по-разному влияют на цветовую температуру и мешают делать снимки.
Специально для проекта я приобрел максимально широкий объектив Hasselblad, который позволил мне чувствовать себя комфортно в этих стесненных условиях кабин. На создание одного снимка уходил целый день, а иногда и несколько.
ЦИФРОВОЙ ЭТАП
Когда материал отснят, начинается второй — цифровой этап. После долгой работы с фотоаппаратом в руках и постоянного обдумывания, как будет выглядеть проект наконец-то видишь самую первую фотографию! С помощью современных компьютерных технологий в процессе обработки рождается что-то новое, удаётся перейти границу действительности и создать новую субъективную творческую реальность.
Это непередаваемые ощущения: прийти к визуальному решению, которое становится лейтмотивом новой выставки!
ПЕЧАТЬ ФОТОГРАФИЙ
После обработки можно приступить к материализации фотографии. Я всегда с большим нетерпением жду пробы печати, чтобы увидеть как будут выглядеть снимки! Конечно, многое зависит от съёмки, выбранного ракурса, света и различных тонкостей во время обработки, но производство — это тот момент, когда работа уже готова на 100% и виден конечный результат.
Создавая свои проекты, я стараюсь добавить эффекта полного погружения и его практически невозможно передать через экран телефона или компьютера. Поэтому важно, чтобы созданные работы были высокого музейного и коллекционного качества.
Каждая фотография выпускается в ограниченном тираже, в определенном размере и с заранее продуманным авторским оформлением. На снимках видны мельчайшие детали, можно прочитать надписи на объектах, разглядеть мелкие предметы.⠀
МОНТАЖ
В процессе работы над проектом мне было важно дать достаточно информации о его замысле и добиться эффекта максимального погружения: чтобы зритель представил себе не только непосредственно за штурвалом, но и смог узнать больше об исторических экспонатах.
Для проекта «Управляемые небеса» были сделаны иллюстрации с графическим изображением каждой модели летательного аппарата, ведь на фото только кабины самолётов.
Ну и, пожалуй, последний важный и практически сакральный этап подготовки — установка освещения. После его завершения полотно будто обретает новую жизнь.
Весь этот комплекс задач, о котором я рассказал на примере работы над проектом «Управляемые небеса», — является основой для создания арт-проектов и «живых» выставок.