Факт первый - известный. "Братья Карамазовы", последний роман "Достоевского" входит, наряду с "Идиотом" и "Преступлением и наказанием", в число трех наиболее известных романов Достоевского, принесшего ему широкую популярность по всему миру. Большими поклонниками романа были Альберт Эйнштейн , Зигмунд Фрейд, Мартин Хайдеггер , Франц Кафка, Вирджиния Вульф, Курт Воннегут , Уильям Фолкнер, Альбер Камю, Харуки Мураками и другие.
Факт второй - малоизвестный. Роман "Братья Карамазовы" был единственным произведением, которое (в отличии от предшесвтующих ему "Подростка и "Бесов")пользовалось шумным и безоговоровочным признанием еще при жизни писателя. Первое издание «Братьев Карамазовых» вышло в начале декабря 1880 года, и половина трёхтысячного тиража была раскуплена за несколько дней. Когда в феврале 1881 года Достоевский умер, его похороны превратились в многотысячную манифестацию. На надгробии писателя высекли слова из Евангелия от Иоанна: «Аще зерно пшеничное пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит», которые Достоевский поставил эпиграфом к «Братьям Карамазовым».
Версия первая. Сильное воздействие на читателей «Братьев Карамазовых» объясняется ещё и тем, что в романе, как ни в каком другом из романов Достоевского, показана огромная «обусловленность» и предопределённость наших бед и проблем всем тем, что уже накоплено за долгие годы. Конфликты, распри и ощущение хаоса в семье Карамазовых возникают не на пустом месте - их «готовит» поведение Карамазова-отца за много лет. Детьми он своими совершенно не занимался : что Дмитрием от первой жены, что Иваном и Алексеем - от второй, они жили на попечении почти чужих людей. С женами жил очень плохо, первую пытался обокрасть, при второй свозил в дом непотребных женщин и довел ее до припадков (сам же и называя потом "кликушей"). Старшего сына тоже обобрал самых гнусным образом. В молодости и бедности разыгрывал роль шута и приживала у богатых, а, разбогатев, стал сам настойчиво рядить других в шуты. Развратным поведением своим был известен едва ли не всему городу. Не постеснялся подлейшим образом соперничать с сыном из-за женщины и подкупать ее. В общем, позорил и принижал детей своих самим фактом того, что они произошли от него, как мог.
Факт третий - известный. "Братья Карамазовы", как и два других великих романа Достоевского ("Преступление и наказание" и "Идиот"), представляют собой соединение криминального детективного сюжета с глубокой философской и метафизической проблематикой. В "Братьях Карамазовых" в криминальную историю об убийстве отца одним из четырех его сыновей и расследовании преступления "вплетены" споры трех братьев о том, есть ли бессмертие души, существует ли Бог, руководит ли человеком свободная воля или одни законы природы. В "Преступлении и наказании" с сюжетом об убийце ростовщицы и ее сестры соединены рассуждения о том, почему один человек не может позволить себе того, что делают вожди стран и больших групп людей - преступления разных моральных норм ради будущего блага. В "Идиоте" рассказ о том, как наследник богатейшего купца убил из ревности "камелию" тесно связан с тяжелыми раздумьями о судьбе добра и беззлобия в жестоком реальном мире.
Факт четвертый - малоизвестный. Криминальный сюжет "Преступления и наказания претерпел несколько метаморфоз. Сам образ Дмитрия Карамазова во многом списан с товарища по несчастью Достоевского по омскому острогу, отставного подпоручика Дмитрия Ильинского, за отцеубийство приговорённого к двадцати годам каторжных работ. О нем Достоевский написал в 1860 году в "Записках из Мертвого дома". После того, как Ильинский отсидел 10 лет, выяснилось, что его напрасно осудили и убил другой человек. Спустя 14 лет Достоевский возвращается к сюжету - но теперь в нем появляется новая линия -убил отца один из двух братьев, но подозрение падает на другого брата и его безвинно осуждают, а предметом соперничества братьев становится женщина. Федор Михайлович заносит в записную книжку:"„13 сент<ября> 74 <г.> Драма. В Тобольске, лет двадцать назад, вроде истории Иль<ин>ского. Два брата, старый отец, у одного невеста, в которую тайно и завистливо влюблен второй брат. Но она любит старшего. Но старший, молодой прапорщик, кутит и дурит, ссорится с отцом. Отец исчезает <...> Старшего отдают под суд и осуждают на каторгу <...> Брат через 12 лет приезжает его видеть. Сцена, где безмолвно понимают друг друга <...> День рождения младшего. Гости в сборе. Выходит. «Я убил». Думают, что удар. Конец: тот возвращается. Этот на пересыльном. Его отсылают. Младший просит старшего быть отцом его детей." Все это были "наброски на будущее". И только три с половиной года спустя в 1878 году Достоевский начинает систематически работать над романом - тогда сюжет еще расширяется, в него включается незаконорожденный сын Карамазова Смердяков, который и убивает отца при безмолвном попустительстве Ивана. В конечном итоге получилось, что из-за одной женщины Катерины) соперничают братья Иван и Дмитрий, а из-за другой (Грушеньки) соперничают отец Карамазов и сын Дмитрий.
Факт пятый - известный. Действие романа происходит в вымышленном городе Скотопригоньевск, который во многом срисован со Старой Руссы, где у семьи Достоевских был дом. И жена Достоевского Анна Григорьевна, и его дочь Любовь Федоровна отмечали многочисленные сходства Старой Руссы с городом, описанным в романе.
Факт шестой - малоизвестный. В воспоминаниях дочери Достоевского даже утверждается, что дом самого Карамазова в романе очень похож на дом самих Достоевских. Дом был куплен в 1876 году после смерти прежнего владельца — отставного подполковника А. К. Гриббе. В нем была необычная планировка со множеством «разных чуланчиков, разных пряток и неожиданных лесенок», а расположен он был почти на окраине, возле заболоченной реки Малашки. Сложно сказать, с каким чувством относятся жители Старой Руссы к тому, что их город не только "отразился" во всемирно известном романе, но и получил такое своеобразное название. Во всяком случае, музей Достоевского в городе есть и расположен он именно в бывшем доме самого писателя. До Старой Руссы доезжают пламенные поклонники Достоевского и «Братьев Карамазовых». Особенный интерес проявляют почему-то японцы. В доме-музее не так мало мемориальных предметов, например, небольшой столик в углу под иконами, на котором Достоевский писал романы «Братья Карамазовы» и «Подросток». Окно рядом со столом выходит на соседний дом, в саду которого происходит важный разговор Мити и Алеши Карамазовых. В это окошко, по словам близких к музею людей, писатель не только пейзаж наблюдал, но и высматривал корову, которую Достоевские брали в аренду на лето. Есть свидетельства о том, что корова иногда уходила по своим делам и писатель с хворостиной отправлялся на поиски (может быть, эти "уходы" коровы и "пригоняния" ее обратно с хворостиной и поспособствовали тому, что город в романе получил такое странное название).
Факт седьмой - известный. Несмотря на то, что современным писателю критикам персонажи романа казались «исключительными, нарочито взвинченными и неправдоподобными», у многих героев были прототипы. Брат писателя Андрей Достоевский вспоминал, что в деревне их отца жила «дурочка Аграфена», которая «претерпела над собою насилие и сделалась матерью ребёнка», — прототип Лизаветы Смердящей. Анна Григорьевна Достоевская писала, что в образе Ивана Карамазова отразились черты молодого русского философа мистического толка Владимира Соловьёва. В судьбе и образе Дмитрия Карамазова нашли отражение Дмитрий Ильинский, осужденный дворянин, с которым Достоевский познакомился на каторге. Карамазов у Достоевского также, как и Ильинский, «буен, со страстями, нетерпелив, кутила», «делал долrи», ссорился с отцом, и то же время по своему благороден, честен и в некоторой степени наивен. Прототипом старца Зосимы, проповедовавшего полную и глубокую любовь ко всему творению вокруг, по мнению жены писателя Анны Григорьевны Достоевской и философа Василия Розанова, иеромонах Оптинской пустыни Амвросий Оптинский, к которому Достоевский в обществе Владимира Соловьева поехал за утешением после смерти своего младшего сына трехлетнего Алеши (роман был тогда в самом начале написания).
Версия вторая. Что касается прототипов Федор Михайловича Карамазова и Алеши Карамозова, то предположения на этот счет настолько внутренне противоречивы и сложнодоказуемы, что могут быть отнесены к разряду версий. По мнению дочери писателя, некоторые общие черты совпадают у Федор Павловича с отцом самого Достоевского, в размышлениях о котором и создавался тип Фёдора Карамазова. Другим прототипом Фёдора Карамазова предположительно стал Дмитрий Николаевич Философов, свёкор общественного деятеля и одной из лидеров женского движения в России в 1860—80-х годах Анны Философовой (жены главного военного прокурора России), с которой был очень дружен Достоевский в последние годы жизни. Д.Н. Философову было свойственно вольнодумство и сладострастие; он, также как Карамазов, был дважды женат, и обе жены умерли раньше него, причем первая жена была красавицей, а вторая робким существом, которое "все стерпит и смолчит"; у него также было три сына, старший из которых по характеру и взаимоотношениям с отцом напоминал Дмитрия Карамазова и был обделен наследством. Но до убийство дело, слава Богу, не дошло.
Факт девятый - известный. Роман "Братья Карамазовы" посвящен жене писателя Анне Григорьевне Достоевской, которая очень помогала ему при создании романа. Она стенографировала значительную часть произведения под диктовку писателя.Любопытно и удивительно, что личность Анны Григорьевны не нашла отражения в творчестве Достоевского. Ни в одном из романов, написанных за время их брака, нет женских типов, навеянных ее личностью. Зато ее имя стоит на первой странице великого романа.