Всю историю цивилизации человек что-то скоблит, зачищает и шлифует. В древности он использовал для этого разные подручные материалы, начиная от речной гальки и мелких камешков и заканчивая кусками невыделанной шкуры убитых животных.
Первые известные упоминания о наждачной бумаге, какой мы ее привыкли видеть, можно найти в XIII веке в Китае. Делали ее из дробленых раковин, семян и песка, а потом с помощью натурального клея приклеивали к пергаменту и шлифовали металлические или деревянные поверхности. У некоторых народов в качестве шлифовальной шкурки использовалась… акулья кожа.
В Европе пальма лидерства по изобретению наждачной бумаги принадлежит англичанину Джону Окею.
В 1833 году Оукей придумал прототип "наждачки", нанеся на пергамент измельченное стекло. Классический же "наждак" был запатентован 14 июня 1834 года Айзеком Фишером-младшим в США. Главным здесь было применение в качестве абразивов карбида кремния или оксида алюминия, проще говоря, мелких камушков, что прекрасно годилось для обработки различных поверхностей.
В 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем впервые нанес красный фосфор на поверхность наждачной бумаги и заменил им же белый фосфор в составе головки спички. Такие спички уже не приносили вреда здоровью, легко зажигались о заранее приготовленную поверхность и практически не самовоспламенялись.
В 1902 году пятеро друзей-американцев решили добывать корунд - особо твердый кристалл, применяемый в промышленности. То, что они сочли корундом, на поверку оказалось низкосортным минералом. Решая, что же с ним делать, партнеры создали влагостойкую наждачную бумагу и положили начало созданию крупной промышленной компании 3M. А в 1916 году ее специалисты изобрели усовершенствованный тип водонепроницаемой наждачной бумаги, известной как Woterdry. С ее помощью стали полировать поверхность автомобилей.
Интересные факты -
Известны случаи и нетрадиционного использования наждачной бумаги. Испанский художник Хуан Миро рисовал на ней свои картины. А в "Балете Наждачной бумаги" М. Морриса она использовалась в качестве музыкального инструмента.
Датский художник Асгер Йорн и французский писатель Дебор Ги в 1959 году издали книгу "Мемуары". Каждая её страница состоит из двух слоёв: на первом размещены цитаты, текстовые вырезки и иллюстрации из газет и журналов, а поверх них вторым слоем цветными красками напечатаны хаотичные пятна. Обложка этой книги сделана из наждачной бумаги, которая, по задумке авторов, должна портить любые другие книги, стоящие на одной полке рядом с "Мемуарами".