А как Вам это, активный архитектурный гражданин Григорий Ревзин?
«Модный, дерзкий, ошеломляющий дом… приковывает к себе внимание яркой индивидуальностью, выходит за рамки привычного пространства и времени и существует сразу в семи измерениях». (текст с сайта ЖК)
Уважаемый читатель! В какое необычайное время мы живём! Удивительное рядом – и оно разрешено.
Слышали ли вы что-нибудь о доме-таракане? Не беда. Мы Вас подготовим.
Вместо предисловия
Лубянский прыщ
На Лубянской площади построено самое сумасшедшее архитектурное произведение Москвы последнего десятилетия. Это — новое здание магазина "Наутилус". Образ площади изрядно пострадал, ее характер грубо нарушен. Автор — заместитель главного архитектора Москвы.
"Наутилус" придумал Алексей Воронцов. В течение полугода знакомые архитекторы бросались ко мне с нездоровым блеском в глазах и вскрикивали: "Видал, чего Воронцов на Лубянке натворил? Давай, пиши — хуже Церетели!". Теперь "Наутилус" открыт. Даже в Москве последнего десятилетия трудно назвать архитектуру, которая была бы столь программно невоспитанна. Все, что в доме должно быть прямым, сделано косо, все, что ровным — выпирает, что непрерывным — разорвано. На Лубянку он выходит округлой башней-эркером с металлическим капитанским мостиком, который трудно назвать иначе, чем наглым: он сварен из металла и вовсе не из тонких хромированных прутиков, как принято в хай-теке, а из неопрятного российского проката. К "Детскому миру" он выходит арками, перерубленными пополам, что является прямым издевательством над архитектурой Душкина. И так далее — каждого из своих соседей он мало что не уважает, а прямо-таки нагло над ними измывается...
ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН
Газета "Коммерсантъ" №28 от 25.02.1999, стр. 10
https://www.kommersant.ru/doc/213708
Справка: Ревзин, Григорий Исаакович - учился на отделении структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством Д. В. Сарабьянова на тему: «Проблема стиля в архитектуре неоклассицизма начала XX века», кандидат искусствоведения.
В течение десяти лет преподавал на кафедре истории русского искусства МГУ «Историю русского искусства XIX века». Является автором более пятидесяти научных статей по теории и истории архитектуры.
Эта рецензия универсальна!
Она гениальна. Она ничего не потеряла с момента опубликования. Наоборот. И она применима ко всем новым проявлениям архитектурных прорывов (или нарывов).
Как объяснить этот феномен Лубянского прыща? Свобода творчества? Эффект маятника? В противоположность официальной архитектуре? Как в перестройку была модна черная офисная мебель, искали, звонили, покупали. Как моден был черный кафель для ванной? Надоел всегда один белый.
Но ведь это архитектура, а не собственная ванная!
Может быть вы думаете, что Григорий Ревзин высказался слишком резко? Или мягко?
Наш народ любит, пользуясь русским языком, давать меткие названия архитектурным творениям и памятникам. Русский язык обмануть невозможно.
Есть очень милые названия-прозвания. Например, церковь «Кулич и пасха».
Это в Питере, проспект Обуховской Обороны, 235. Построена в стиле русского классицизма в 1785—1790 годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова. Полное название — Церковь Святой Троицы Живоначальной, известна также под названием «Кулич и пасха», которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви выполнен в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи. Идея придать постройке форму кулича и пасхи принадлежит не архитектору, а заказчику строительства генерал-прокурору Александру Вяземскому.
Ещё пример.
Дом-коммуна, здание эпохи конструктивизма в Санкт-Петербурге, на улице Рубинштейна, получившее прозвище «Слеза социализма», а его обитатели стали именоваться «слезинцами».
Дом построен на паях группой молодых инженеров и писателей 1931 году по проекту архитекторов А. А. Оля, К. А. Иванова и А. И. Ладинского «в порядке борьбы со „старым бытом“». Функциональная новизна дома-коммуны - обобществлённый быт. В квартирах не было кухонь, полагалось питаться в столовой на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. В начале 60-х каждая квартира получила отдельную кухню и санузел.
Московский пример. Как называют это здание Российской академии наук?
Ну, конечно - Золотые мозги!
Итак, на кого из архитектурных соседей будет «влиять» этот новейший дом о семи измерениях, творение голландских архитекторов? А соседи знаменитые.
Во-первых, на творение Алексея Викторовича Щусева, на здание Наркомзема, теперь Минсельхоза – памятник архитектуры конструктивизма, объект культурного наследия, расположенный напротив, по адресу Садовая-Спасская улица, дом 11/1.
Здание с уникальными непрерывными лифтами. И по цвету почти подходит, как и красные кирпичные дома за ЖК по Скорняжному переулку.
Во-вторых, будет влиять на здание Центросоюза, творение Ле Корбюзье, на момент постройки самое крупное в СССР и Европе офисное здание. В этом доме пандусы вместо лестниц. Очень удобно. Есть личный опыт. Это здание на Мясницкой, 39, строилось пять лет, с 1931-го по 1936-й. Теперь его занимает Росстат.
А вот и сам автор в бронзе.
Мы уверены, что москвичи найдут меткое название этому дому.
Каждый может попробовать.
Мы предлагает свой вариант.
В виде эпиграммы:
Дом Угрызений
(Вот пример хорошего, нравственного постмодернизма!)
Архитектура так безнравственна,
Всё жаждет Славы потрясений…
А здесь я Совесть вижу явственно –
Смотрите сколько угрызений!
И на последок - обещанный дом-таракан над Бадаевским заводом