Моё почтение! Есть ещё один замечательный повод вспомнить довольно известную трагикомедию "Ребро Адама" (1990), снятую режиссёром Вячеславом Криштофовичем по мотивам повести Анатолия Курчаткина "Бабий дом". Кажется, большинство зрителей сопереживали уже дважды разведённой, но всё ещё не теряющей надежды на личное счастье Нине Елизаровне, а печальная история любви её старшей дочери Лидии с женатым начальником не раз становилась предметом обсуждений и споров. Считаю, было бы несправедливо оставить без внимания "младшенькую", пятнадцатилетнюю Настю. Почему в фильме она показана "плохой девчонкой"? Отчего так же, как и Лидочка, выбрала себе в женихи "не того" парня? Виновата ли в сложившейся ситуации Нина Елизаровна?
В данной статье я буду разбирать именно экранный образ Насти. Кстати, в повести девушку величают Аней. Несмотря на привлекательные внешние данные, в ней пока ещё напрочь отсутствуют женственность и мягкость. В её движениях хорошо заметна та самая подростковая угловатость. Вероятно, Настя могла бы одеваться по-другому, если бы старшая сестра и мать зарабатывали немного больше. Характер у юной героини Марии Голубкиной довольно непростой. Настюха своенравна, порой бывает резка и груба. Иной раз пытается бунтовать против установленных Ниной Елизаровной правил, её принципов морали и нравственных убеждений. Вопреки всему эта "плохая девчонка" кажется мне очень даже забавной.
Нет, Настюха совсем не плохая. Она всего лишь продукт своего времени и круга общения. Справедливо будет заметить, что темпераментом Настя значительно отличается от аккуратной, хорошо воспитанной, спокойной Лидии и в высшей степени интеллигентной и тактичной Нины Елизаровны. В этом возрасте Насте ещё свойственны излишняя прямолинейность, невежливость и даже дерзость. А главное, героиня Голубкиной максимально приближена к сложившейся действительности, в отличие от своей матери и старшей сестры. Говорит то, что думает. "Настюха-добытчица" прекрасно осведомлена во всех этих "торгашеских делах" и вовсе не стесняется пользоваться предоставляемыми ей возможностями и благами. Ведь теперь-то "у каждого советского человека есть в магазине свой знакомый мясник".
Для своих лет Настюха уже вполне самостоятельна, довольна умна, хитра и находчива. Кажется, её и девочкой уже сложно назвать. Почему же Настя, как и Лидия, связалась "не с тем" парнем, фактически со шпаной? Всему виной гормоны, недостаток опыта, отсутствие правильного представления о жизни в силу юного возраста. Невзирая на то, что Михаил уже успел "отмантулить два года в ВДВ" и собирается охранять "кооперативщиков" от рэкетиров, человек он слабовольный. А ещё это недалёкий, глуповатый и немного наивный тип. Следует отдать должное, "малолетка" Настя интеллектуально превосходит Мишу. Возможно, он немного напоминает её родного отца. Такой же бесхарактерный, как и Александр Наумович. И ведь Михаил вполне мог стать таким же "приходящим папой".
Думаю, винить Нину Елизаровну в том, что её пятнадцатилетняя дочь "влипла в то самое", не стоит. Ведь она "все говорила и объясняла" Насте. Чтобы не быть похожей на свою мать, Нина Елизаровна старается как можно меньше вмешиваться в отношения её дочерей с мужчинами, предоставляя им полную свободу действий. На первый взгляд, всё произошедшее с Настей - совершенная случайность. А с другой стороны, всё закономерно, и младшая дочь Нины Елизаровны вполне могла повторить её жизненный сценарий. Ведь обитательницы "бабьего дома" уже начали решать, как будут растить ребёнка бедовой Настюхи без участия мужчины. Но со своими планами вмешался Евгений Анатольевич (персонаж Толубеева). В фильме на примере истории Насти наглядно показано, что жизнь женщины любого возраста полна проблем и нюансов.
Благодарю за внимание!