Сварка трением с перемешиванием (СТП) - это инновационная технология, которую придумали еще в Советском Союзе.
Сегодня рассмотрим несколько успешных кейсов, когда СТП эффективно использовали в строительстве и транспортном секторе.
Немного об СТП
Сварка трением с перемешиванием получила практическое применение после 1991 года. Первая компания, использовавшая СТП, была норвежская транспортная компания и авиагигант Boeing.
Сварка трением с перемешиванием основана на использовании бурта и заплечника. Вращающийся бурт, за счет силы трения, разогревает материал, и погружается в него.
Заплечник не дает рабочей головке пройти деталь насквозь. Металл в зоне нагрева становится пластичным, и за счет постоянного давления заплечника создается единая сварочная масса. Далее бурт двигается по линии шва, создавая прочное соединение.
В мире всего 5-6 компаний, использующих СТП, и «Сеспель» одна из них. Завод основан в 1988 году, и позиционировался, как производитель компьютеров «Дельта-С». Через 10 лет промышленные мощности были направлены на создание полуприцепов.
Постепенно ассортимент товаров и услуг увеличивался, а в 2012 году «Сеспель» внедрил в один из цехов установки для сварки трением с перешиванием. Сейчас на заводе работает более 450 человек, и ежедневно он потребляет 35 тонн металла. Компания производит контейнеры для перевозки жидких и сыпучих веществ, а также конструктивные элементы в строительстве. Сегодня расскажем об успешно завершенных проектах подробнее.
Единственный в России алюминиевый надземный пешеходный переход
В деревне Афорино не так давно появился первый в РФ пешеходный переход, при создании которого использовались легкие алюминиевые конструкции.
Открыть объект приехал министр транспорта Нижегородской области Александр Герасименко. По его словам, алюминиевые конструкции прочнее стальных и бетонных, имеют меньший вес и не подвержены коррозии. Эксплуатационный срок таких переходов – более 50 лет. Необходимость создания была обусловлена высокой интенсивностью дорожного движения, что создавало угрозу жизни для пешеходов.
За проект взялась компания РУСАЛ, совместно с заводом «Сеспель». РУСАЛ координировала все процессы создания несущих конструкций, занималась логистикой и транспортировкой узлов на место сборки.
За счет передвижной установки для сварки трением с перемешиванием, производства «Сеспель», мост удалось собрать и смонтировать за два часа в ночное время, чтобы строительные работы не мешали транспорту.
Преимущество СТП в том, что технология соединяет разные не свариваемые металлы с едва видимым швом, прочность которого превосходит аналогичные технологии.
Теперь жители Афонино и ближайших деревень будут безопасно ходить поверх дорожной развязки.
Железнодорожная цистерна для перевозки концентрированной азотной кислоты
Отечественный парк цистерн для перевозки концентрированной азотной кислоты к 2022 году на 80% подлежит списанию. А по железным дорогам сейчас передвигается около 300 единиц.
Над решением проблемы трудилась РУСАЛ, государственные транспортные компании и научно-технические центры, а также завод «Сеспель». В его задачу входило непосредственное создание цистерн. Для получения герметичной конструкции использовалась инновационная технология сварки трением с перемешиванием.
Полученные единицы не имеют аналогов в мире: конструкция полностью герметична и абсолютно инертна к веществу. Алюминиевые сплавы обеспечивают длительный эксплуатационный срок (более 40 лет).
Отечественный хоппер для перевозки сыпучих грузов
Хоппер – это вагон для перевозки сыпучих грузов. В рамках проекта созданы 22 экспериментальные единицы силами «Арконик СМЗ», «РМ-Рейл», «Рузхиммаш». Чебоксарский завод «Сеспель» занимался сваркой отдельных секций вагонов. После выпуска тестовых моделей тщательно изучалась обратная связь от клиентов, уделялось внимание и внешнему виду хоппера.
В результате:
- грузоподъемность увеличилась до 79 тонн;
- привлекательный внешний вид за счет устойчивости алюминия к коррозии;
- срок эксплуатации основных узлов увеличился из-за сниженной массы вагона.
Новые вагоны уже прошли проверку по регламенту Таможенного союза. Теперь планируется их серийное производство в Самаре и Свердловской области.
Танк-контейнер
На заводе «Сеспель» инженеры спроектировали танк-контейнер. Его главные преимущества:
- отсутствие заклепочных швов (контейнер делается из одного листа металла);
- универсальность – транспортное средство для перевозки жидких и сыпучих грузов;
- вариативность – для транспортировки контейнера подойдет железнодорожный, автодорожный, морской (речной) транспорт.
Производство танк-контейнеров реализовано в соответствии с европейскими и международными соглашениями/кодексами. Это значит, что грузы можно транспортировать в любую точку мира без дополнительной сертификации и прохождения норм-контролей.
Подытожим!
В каждом из описанных кейсов использовалась сварка трением с перешиванием. На выходе получаются детали без явно видимых швов с прочной конструкцией. Организовав автоматизированный технологический процесс, сварка трением с перемешиванием показывает чудеса гибкости и производительности при создании разноплановых изделий. СТП также не требует расходников и присадок. За счет масштабирования буртов можно в разы увеличить производительность работы установки.
На заводе «Сеспель» первые установки СТП появились в 2012 году, а уже в 2021 год чебоксарский завод – лидер, обеспечивающий транспортную отрасль России (железнодорожный, водный и автомобильный), а также аэрокосмическую отрасль.
Листайте дальше, чтобы ознакомиться и с другими проектами предприятия «Сеспель».