Найти в Дзене
Женщина в истории

Роды дворянок в дореволюционной России

В середине XIX века замужняя женщина, не имеющая проблем со здоровьем, могла родить за жизнь 15-20 детей. Беременность составляла большую часть жизни женщин всех сословий. Рожали, как правило, дома. Врачебная акушерская помощь была редким спутников родов в те годы. Причин этому было две: Дворянки из провинции вызывали повитух, среди которых у большинства не было специализированного образования. Обычно это была либо крестьянка, которая по наследству получила своё ремесло, либо уважаемая пожилая многодетная женщина. Но бывало, что не находилось и повитухи. И тогда даже обеспеченная дворянка оказывалась с родами один на один, и рассчитывать могла лишь на помощь своих близких. На произвол судьбы Вот, например, что известно о первых родах княгини Марии Николаевны Волконской: "Роды были очень тяжелы, без повивальной бабки (она приехала только на следующий день). Отец требовал, чтобы я сидела в кресле, мать, как опытная мать семейства, хотела, чтобы я легла в постель во избежание простуды, и
Оглавление

В середине XIX века замужняя женщина, не имеющая проблем со здоровьем, могла родить за жизнь 15-20 детей. Беременность составляла большую часть жизни женщин всех сословий.

"Мать и дитя" (Джесси Вилкокс Смит, 1908 год).
"Мать и дитя" (Джесси Вилкокс Смит, 1908 год).

Рожали, как правило, дома. Врачебная акушерская помощь была редким спутников родов в те годы. Причин этому было две:

  • доступной такая помощь была только в крупных городах (или для очень состоятельных семей);
  • доктора нужно было приглашать заранее, но срок женщины высчитывали сами, и то - приблизительно (ведь прикидывать начинали с того момента, когда уже точно убеждались в беременности, то есть обычно во второй половине беременности).

Дворянки из провинции вызывали повитух, среди которых у большинства не было специализированного образования. Обычно это была либо крестьянка, которая по наследству получила своё ремесло, либо уважаемая пожилая многодетная женщина.

Но бывало, что не находилось и повитухи. И тогда даже обеспеченная дворянка оказывалась с родами один на один, и рассчитывать могла лишь на помощь своих близких.

На произвол судьбы

Портрет княгини Волконской с сыном Николаем (П. Соколов, 1826 год).
Портрет княгини Волконской с сыном Николаем (П. Соколов, 1826 год).

Вот, например, что известно о первых родах княгини Марии Николаевны Волконской:

"Роды были очень тяжелы, без повивальной бабки (она приехала только на следующий день). Отец требовал, чтобы я сидела в кресле, мать, как опытная мать семейства, хотела, чтобы я легла в постель во избежание простуды, и вот начинается спор, а я страдаю; наконец, воля мужчины, как всегда, взяла верх; меня поместили в большом кресле, в котором я жёстко промучилась без всякой медицинской помощи. Наш доктор был в отсутствии, находясь при больном в 15 вёрстах от нас; пришла какая-то крестьянка из нашей деревни, выдававшая себя за бабку, но не смела ко мне подойти, и, став на колени в углу комнаты, молилась за меня. Наконец к утру приехал доктор, и я родила своего маленького Николая, с которым впоследствии мне было суждено расстаться навсегда. У меня хватило сил дойти босиком до постели, которая не была согрета и показалась мне холодной, как лёд; меня сейчас же бросило в сильный жар, и сделалось воспаление мозга, которое продержало меня в постели в продолжение двух месяцев".

И ведь речь идёт о княгине!

Впрочем, за полвека до родов княгини в деревне, такая же ситуация вполне могла произойти и в столице империи.

Варвара Николаевна Головина (Виже-Лебрён).
Варвара Николаевна Головина (Виже-Лебрён).

Так, графиня Варвара Николаевна Головина, фрейлина и кавалерственная дама, в 1787 году, будучи на восьмом месяце беременности, заболела корью. В очень неудачное время - императрица тогда была в Крыму, и часть докторов путешествовала с ней. Другие доктора были во дворце в Гатчине, в котором проводил часть лета князь Павел. У молодых князей и княгинь кори не было, поэтому послать докторов к заразной Варваре Николаевне не осмелились. Единственный, на кого могла уповать Варвара - полковой хирург. Но он запустил болезнь, и у ребёнка начались судороги.

Графиня страшно мучилась. К княгине просить за Варвару Николаевну поехал граф Строганов, и после его визита прислали сначала доктора, потом акушера. Но состояние графини было таким плохим, что ей пришлось дать опиум и она проспала двенадцать часов, а когда пришла в себя, была совершенно без сил.

Пришлось прибегать к инструментам. Операция была мучительной, муж Варвары Николаевны был рядом, "... едва дыша, и я боялась, что он может упасть в обморок".

"Ребёнок умер через двадцать четыре часа, но я узнала об этом по истечении трёх недель. Я была при смерти, но постоянно спрашивала его, и мне отвечали, что волнение, которое я испытаю при виде его, очень ухудшит моё положение".

Домашние роды в кругу семьи

Если в народе роженицу отправляли в баню или даже в сарай, дворянки рожали в привычной обстановке, в стенах родного дома. Было и другое отличие: во время родов с дворянкой была её мать, старшие родственницы, а иногда и муж.

Но, по большей части, происхождение и достаток вовсе не гарантировали девушке, что её роды пройдут легче, чем у её незнатной современницы.

"Новое знакомство" (К. Лемох, 1885 год).
"Новое знакомство" (К. Лемох, 1885 год).

Развитие акушерства в Российской империи

За два пореформенных десятилетия дела в этой сфере стали значительно лучше. Появилось большое количество повивальных школ, разных специализированных учебных заведений, а в 1872 году открылись курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии.

И уже к 80-м годам XIX века почти все дети дворянского сословия появлялись на свет при помощи квалифицированных специалистов. Врачи всё ещё были доступны лишь в крупных городах (и редко), но появилось много дипломированных повивальных бабок и акушерок.

Так в Санкт-Петербурге, в 1875 году, на родах жены высокопоставленного чиновника С.И. Зарудного присутствовала вызванная акушерка. Она провела с роженицей более суток и приняла младенцы. Поскольку роды были очень тяжёлыми и имелись опасения насчёт здоровья матери, к ней был приглашён доктор, который навещал её в течение нескольких недель до полного выздоровления.

"Мать и дитя" (Френсис Дей ).
"Мать и дитя" (Френсис Дей ).

В 1882 году в Петербурге было 15 родовспомогательных заведений (содержались они частично на деньги города, частично - на частные средства). Некоторые, правда, были совсем небольшими - на 2-4 кровати. Но были и такие, которые оказывали помощь тысячам рожениц в год (Повивальный институт, Мариинский родильный дом).

А всего через двадцать лет рожениц в Петербурге принимали уже в шестидесяти организациях.

Дворянки, впрочем, предпочитали рожать дома, приглашая акушерку или врача к себе, хотя это было значительно дороже.

Тайные роды

Однако в роддома шли даже дворянки, когда нужно было... скрыть роды. Незаконные роды в таком заведении можно было сохранить в секрете, и сразу после рождения ребёнка передать его в воспитательный дом или в деревню.

В 1893 году две трети рожениц в стационарах составляли незамужние женщины.

Но уже в 10-е годы XX века дворянки часто рожали в родильных домах (заранее договариваясь о предоставлении им отдельной комнаты). Такой способ был гораздо безопаснее и дешевле.

Источник: "Организация акушерской помощи дворянкам в России во второй половине XIX - начале XX века." В.А. Веременко.

Незаконнорождённый сын дворянки Александры Соколовой.

Как боролись с ранними и поздними браками в Российской империи.

Как относились к заболевшим институткам, и почему институтки почти всегда мёрзли.

Статус бабушек прошлого (в двух историях: смешной и страшной).