Предыстория:
В декабре прошлого года совершил свой первый полет российский магистральный самолет МС-21 на отечественных двигателях ПД-14, который может стать конкурентом американскому Boeing. После чего последняя сверхдержава ввела санкции от 21 декабря 2020г. – Министерство торговли США внесло в блэк-лист 45 российских организаций и предприятий, связанных с вооруженными силами.
В том числе: Минобороны и Службу внешней разведки РФ, «Рособоронэкспорт», «Ростех», «Оборонпром», «Гражданские самолеты Сухого», «МиГ», «Туполев», «Иркут», РКЦ «Прогресс», «Адмиралтейские верфи» и др. Стоит отметить, что именно корпорация «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева и занимается разработкой МС-21. И здесь все не так просто. Ведь при всей своей логичности формулировок, что инстанции США пришли к выводу, что российские гражданские самолеты и двигатели могут использоваться в военных целях.
В конце 2020 года россиян порадовал и первый полет пассажирского ИЛ-114-300. К этому всему еще добавляется и информация об испытаниях двигателя, для перспективного бомбардировщика ПАК ДА. Тем самым Россия сделала заявление, что она возвращается в высшую лигу мировой авиации. Но найдутся и те, кто скажет, что без железного человека и Илона Маска все это не считается.
Отверточная сборка?
В рамках большой пресс-конференции Владимир путин заявил, что Россию уже нельзя считать страной-бензоколонкой. Для этого есть веские причины, например, одна из них – развитие собственных технологий. Не вопреки, а благодаря санкциям в нашей стране зашевелились и стали что-то модернизировать, а в некоторых случаях создавать с нуля.
Полёт МС-21 на отечественном двигателе означает создание в России новых высокотехнологичных производств. Авиадвигатель – штука серьёзная и отвёрточной сборкой тут не обойдешься. С другой стороны - это сокращение зависимости от поставок импортных агрегатов и снижение санкционных рисков.
В тоже время Boeing дожил до того, что в сентябре 2020 года не получил ни одного заказа, а уже в ноябре были приостановлены поставки модели Boeing 787 Dreamliner. Причиной оказались множественные дефекты лайнера о которых написала даже The Wall Street Journal. В декабре прервали испытания Boeing 737 MAX из-за неисправности двигателя. А между тем в мае 2020 концерн уволил около 7 тысяч сотрудников.
Дешево и сердито?
Россию постоянно упрекают в отсталости. По словам бывшего президента США Барака Обамы «Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья». Несмотря на все это, западные партнеры вводят и вводят новые санкции. Кстати говоря, делать серьезные и достойные двигатели для современных гражданских лайнеров могут немного стран. МС-21 в перспективе грозит разрушить монополию Boeing и Airbus, а это миллиарды долларов. Наши партнер просто так оставить это не смогут.
Американцы уже не в первый раз пытаются остановить российский авиапром. Партнёры понимают, что МС-21 начнёт вытеснять Boeing c российского рынка ведь отечественный самолет новее и самое главное дешевле. Новый Boeing 737-800 стоит 106,1 млн. долларов, а МС-21-300 стоит 96,1 млн. долларов, но это еще не все, по словам главы Объединенной авиастроительной корпорации обслуживание российского самолета будет дешевле на 2 млн. долларов ежегодно.
Математика достаточно простая 10 самолетов Boeing – это 1 млрд. долларов, а в России их несколько сотен, т.е. цена вопроса десятки млрд долларов. Чем больше США удается оттянуть коммерческую эксплуатацию МС-21, тем больше они заработают на нас. Мы не только покупаем их самолеты и запчасти, но и на техническое обслуживание. И никто не хотел бы потерять такой куш.
Остановка проекта
Западные партнеры и ранее пытались остановить проект лишив МС-21 композитных материалов, а композитное черное крыло – ноу-хау российского лайнера. Сроки тогда действительно сдвинулись, но иностранные композиты заменили отечественными. Самая сложная и дорогостоящая деталь самолета – двигатель. Изначально планировалось оснастить российский самолет американским двигателем PW1400G-JM компании Pratt & Whitney. Запрет на его поставку поставил бы крест на российском проекте, однако теперь это невозможно. Самолет уже совершил испытательные полеты на новейшем российском двигателе ПД-14, для России это большое достижение в сфере двигателестроения авиастроения.
ПД-14. Вывод
Всего четыре страны владеют технологиями полного цикла создание современных турбореактивных двигателей – Великобритания, Россия, США и Франция. ПД-14 – двигатель нового поколения, который не уступает своим конкурентам. Технологии, заложенные в нем, станут основой целого семейства двигателей, подходящий для легких и тяжелых самолетов. И пускай российский двигатель менее экономичен, чем американский. У него есть ряд преимуществ, его конструкция проще и можно значительно сэкономить на техническом обслуживании, а приобретение российскими компаниями самолетов МС-21 позволяет не беспокоиться о росте курса доллара. Создание ПД-14 увеличит количество новых высокооплачиваемых рабочих мест на авиационном производстве. Российский самолет активно будут закупать такие страны, как Иран, Северная Корея и Куба. Один иранский рынок может поглотить около 200-х таких самолетов. Кто-то конечно скажет, пока у каждого жителя России нет по два теплых туалета, зачем мы строим эти самолёты, но это уже совсем другая история.