Найти тему

В Саратове, в центре города, есть музей Речного Флота. Мой фото отчет, об его посещении.

В свою первую. половину летнего июньского отпуска в этом году, я решил обязательно посетить несколько музеев города Саратова.

Одно, из намеченных для посещения мест, был музей речного флота, расположенный недалеко от Горпарка, в одном из домов, улицы 8 Марта.

И, в этой статье, я напишу отчет о своем посещении, музея,где экспонаты рассказывают, об истории нашего Саратовского флота и Саратовского края, на Волге.

Находится музей, на улице 8 Марта, в доме номер 6, в административном здании.

Фото взято из личного архива Михаила Сергеева
Фото взято из личного архива Михаила Сергеева

Улица старая и то же со своей давнишней историей.

Когда то давным-давно, до революции, на месте этого и других домов улицы, находилась Институтская площадь. На этой площаде, в 1905 году, правительственные войска, разгоняя волнующихся рабочих, несколько человек убили.

В память об этих событиях. Недалеко от этого места, в 1925 году, была создана площадь, получившую название "Им. Борцов за революцию 1905 года." А на бывшей Институтской площаде, в 1929 году начали строительство жилых помещений и назвали улицу, на которой появились новые дома, в честь Международного дня работниц.

А сам музей "Волгаря", был создан и открыт в Саратове , в 1921 году. Музей, в городе, в разное время находился в разных местах; Клуб Водников, канцелярия райкультвода, даже в особняке И. П. Шмидта, что на ул. Арямянской (Волжская), экспонаты музея успели побывать. А в 1935 году вообще "уехал" в другой город, в Нижний Новгород.

Фото из личного архива Михаила Сергеева.
Фото из личного архива Михаила Сергеева.

А во времена новой России, 1992 году, музей решили в нашем городе снова возродить. Его открыли в здании речного порта. Но, в 1999 году, музей закрылся снова. На данный момент, музей работает при центре Туризма, краеведения и речной подготовки. Это место, я и посетил на днях.

Теперь, эти дома стали тоже раритетом. Вот в одном из таких домов и находится на данный момент, Музей Речного флота.

Фото из личного архива Михаила Сергеева. Такой же внешний вид дома и в этом году. Ничего не изменилось. А свои, честно сфотографированные фотки здания, я к сожалению, нечайно удалил.
Фото из личного архива Михаила Сергеева. Такой же внешний вид дома и в этом году. Ничего не изменилось. А свои, честно сфотографированные фотки здания, я к сожалению, нечайно удалил.

Заходим в здание. На первом этаже помещения находится огромный якорь, который подняли со дна Волги в 2012 году, в местах выделенных для судоходства. Этот, якорь, в моем понимании, огромный. Вес якоря, 500 кг. Такие якоря использовались на баржах или пароходах, водоизмещением от 1 до 2 тонн. Цельнометаллическая конструкция, считающееся классикой "жанра".

Ну вот это фото 500 кг, "монстра".
Ну вот это фото 500 кг, "монстра".

Поднял якорь, со дна, экипаж плавучего крана. Ориентировочная дата изготовления конструкции, 19 или начало 20 века.

Поднимаемся через несколько пролетов лестницы, в сам музей.

Фото Михаила Сергеева.
Фото Михаила Сергеева.

В помещение музея, находится два зала, где выставлены сами экспонаты, фотографии, и очень красивые и информативные модели, сделанные в разное время, жителями нашего города. Самая старинная модель находящаяся в помещении это баржа, сделана в начале прошлого века.

-7

Давайте, пройдемся вместе со мной по экспонатам, которые мне больше всего запомнились в этом музее.

-8

Собственно на фотографиях, вы видите часть музея, которая расположена в первом зале и во втором залах помещения, в котором и находятся сами экспозиции.

-9
-10

На фотографии, которые вы сейчас увидите, будет колесная модель парохода, "Володарский". Смотрите, какая у него была интересная судьба. За свою долгую жизнь, он сменил несколько названий.

-11

1914, год рождения, на Сормовском заводе Нижнего Новгорода. На тот момент, это плавучее средство было одним из современных. С 1914 по 1917 года, пароход, носит название "Великая княжна Ольга Николаевна".

Затем произошла революция, плавучее средство, конечно оставили, для нужд молодой республики, а вот название,в 1917-1918 годах сменилось, на "Алешу Поповича". И наконец, получил в 1918 году свое окончательное название. "Володарский".

-12

В нашем государстве, "Володарский" считался одним из долгожителей речного флота.

А вот жизнь ветерана, закончилась печально. Прослужив всю жизнь на благо государства до революции, и в годы гражданской и Великой Отечественных войн, отдавший на благо страны, свои силы в мирное время. И под конец списанное в 1991 годах, но нашедшее приют в затонах Ростовской области, судно сгорело, и было сдано в металолом. Жаль.

А на этом фото, представлена панорама, показывающая роль наших Саратовских речников в годы Сталинградской битвы. Как отметило Советское командование, без участия Волжских водников, победа в решающей битве войны, была бы под вопросом.

Данная панорама, показывает ход Сталинградской битвы, в годы войны. Речные суденышки, под обстрелами на открытой волжской воде, подвозили боеприпасы и перемещали войска. Вывозили раненых.
Данная панорама, показывает ход Сталинградской битвы, в годы войны. Речные суденышки, под обстрелами на открытой волжской воде, подвозили боеприпасы и перемещали войска. Вывозили раненых.

Вот на этом фото лучше видно. Видите черные метки на воде, это наши речные суда, потопленные вражескими ударами, зачастую вместе с экипажами.

-14

В экспозиции музея находятся макеты судов, которые были переоборудованы во время войны, в суда, для военных целей.

"Волгарь-доброволец", "Ласточка", "Самара"....

-15

На стендах,находятся так же и фото героев Волжской флотилии.

Пожарный пароход, "Самара"
Пожарный пароход, "Самара"

На фото пожарно спасательный пароход "Самара". Этот пароход до конца декабря 1942 года выполнял поставленные перед ним боевые задачи. Продолжил трудится и в мирное время. В последствии, был распилен на металолом.
На фото пожарно спасательный пароход "Самара". Этот пароход до конца декабря 1942 года выполнял поставленные перед ним боевые задачи. Продолжил трудится и в мирное время. В последствии, был распилен на металолом.

А это модель боевого катера БК-73, который принимал участие и вышел победителем, в боях за Сталинград. А вот под Керчью, получил пробоину и затонул.

-18

Канонерская лодка, "Чапаев". Своим прицельным огнем, с этого судна во времена Сталинградской битвы, велся огнь по вражеским солдатам и технике.

Ранее,до войны это был обычный волжский колесный буксир. С 1943 года, этот буксир опять вернулся к своим прежним обязанностям. Успешно дожил до конца войны. И в 1959 году, после списания, "ушел во вторчермет" на заслуженный отдых.
Ранее,до войны это был обычный волжский колесный буксир. С 1943 года, этот буксир опять вернулся к своим прежним обязанностям. Успешно дожил до конца войны. И в 1959 году, после списания, "ушел во вторчермет" на заслуженный отдых.
-20

Этот экспонат особый. На стенде находятся предметы, которые применялись речниками при тушении пожаров.

На фотографии пожарный шлем образца 1918 года, На нем есть пулевые пробоины. Медные брандспойты, и пожарный шлем с парохода Самара.
На фотографии пожарный шлем образца 1918 года, На нем есть пулевые пробоины. Медные брандспойты, и пожарный шлем с парохода Самара.

В первом зале, находятся несколько различных видов якорей.

-22
-23

А сейчас будут фотографии про легендарный саратовский ледокол, который на данный момент, находится на дне Волги на Энгельской стороне Волги.

Это модель, а настоящий ледокол, "спит" на Волжском дне. Сам ледокол был построен В Англии, в 1895 году. Строился для нужд Рязано-Уральской железной дороги.  Он, является основоположником класса речных ледоколов.
Это модель, а настоящий ледокол, "спит" на Волжском дне. Сам ледокол был построен В Англии, в 1895 году. Строился для нужд Рязано-Уральской железной дороги. Он, является основоположником класса речных ледоколов.
-25
-26

Кстати, Саратовский ледокол,осуществлял круглогодичную переправу, как техники, так и людей, через Волгу.

А на этих фотографиях показана схема места, в каком положении он находится на дне.

-27
Такая переправа работала в Саратове до 1935 года. Практически до постройки ЖД моста.
Такая переправа работала в Саратове до 1935 года. Практически до постройки ЖД моста.
Место, где находится сейчас находится  ледокол
Место, где находится сейчас находится ледокол

В музее находятся так же фотографии и личные вещи бывших Волжских моряков.

-30
-31
-32
-33
-34
Личные вещи одного из капитанов Метеора. Нефедова Г.И.
Личные вещи одного из капитанов Метеора. Нефедова Г.И.

Да, Саратовцы со стажем помнят, какие красавцы Метеоры, "бегали" по Волге. Мы с мамой, по моему даже в 70-е годы прошлого столетия, в соседний город на Волге на нем добирались.

Хорошо идет, правда?
Хорошо идет, правда?
А это, картина с видом Волги и первого "Метеора", несущегося по водной глади.
А это, картина с видом Волги и первого "Метеора", несущегося по водной глади.

Ниже на фото, макет трудяги "Омика", такие и сейчас бороздят Волжские просторы. А вот "Метеоров" и след простыл. Я слышал, что их попилили. Не знает ни кто, где они или куда делись? Не рентабельны оказались, вдруг, поди....

-38

Узнаете? Кто не сразу узнал, это макет БДК (Большой десантный Корабль)-150, под названием "Саратов"

-39

Про историю нашей Саратовской флотилии и ее состав, можно писать очень долго. Только, про прошлое и настоящее Саратовского ледокола, это будет отдельно посвященная ему статья.

А пока еще несколько фотографий с музейных экспозиций.

Полный вперед).
Полный вперед).
-41
-42

Видите, под картиной на фото, находится макет Волжской баржи. Про нее, я писал в начале статьи. На данный момент, это самый старинный экспонат музея.

-43
-44
Сигнальные фонари, снятые с волжских судов.
Сигнальные фонари, снятые с волжских судов.
-46
Интересный документ. На картах показаны основные и запасные для плавания места на Волге. Посмотрел с интересом
Интересный документ. На картах показаны основные и запасные для плавания места на Волге. Посмотрел с интересом

Ну вот и подошел к завершению, мой фотоотчет об этом замечательном музее. Теперь все, кто прочитал эту статью, знают, что у нас в Саратове есть такой замечательный музей. Музею, процветания и пополнения новыми экспонатами. Спасибо!