Найти тему
Русские сюжеты

Просто подвиг (рассказ).

Лето понемногу входило силу. Средина июня дарила жаркие деньки, лишь по утрам навевая весеннюю прохладу. Летние каникулы – отдельная строка в школьной жизни. Время беззаботного отдыха ждут с нетерпением все. Конечно, есть здесь и помощь родителям, работа по дому, саду, огороду. Только не надо при этом думать об уроках, домашних заданиях, контрольных и прочих неизменных атрибутах школы.

У Андрея лето проходило по заведённому распорядку. Был здесь и огород, и хозяйство в виде коровы, гусей и кур, за которыми приходилось ухаживать. Были и посиделки с младшей сестрёнкой, которой было только пять лет. Но это не мешало будущему восьмикласснику находить время для любимых занятий.

Задали на лето прочитать около двадцати книг по внеклассной литературе. Андрей находил время, обычно перед сном, и погружался в сюжет книги. Он открывал, путешествовал, переживал, бросался в водоворот событий и приключений вместе с героями. Нет, даже не вместе, а самостоятельно, поскольку во многих произведениях ставил себя на место главного героя. Так было интереснее воспринимать события. Вот и читал, переживая весь сюжет.

Ещё Андрейке нравилось мастерить корабли. Никто его этому не учил. Желание само возникло. Начинал с парусников. Первые неуклюжие модельки плыли, покосившись на один бок, иногда переворачивались. Но это только подзадоривало мальчишку. Он старательно делал работу над ошибками, и его фрегат вновь выходили на просторы озера, гладь которого, опоясанная редким камышом и деревьями, раскинулась за деревней, уходя ещё на километр вдаль. Неширокое, но длинное озерцо было для всех ребят деревни первым водоёмом, где учились плавать, рыбачили. Для моделей Андрея это было настоящее море. Затем он стал пробовать корабли с моторчиками. Вначале пацаны наблюдали издали за новшеством. Через два года у него появились последователи, которые стали приносить свои кораблики. Теперь целая флотилия бороздила прибрежные просторы водоёма. Андрюхины поделки всё равно были лучшими. Опыт! Да и теорию парнишка не обходил – читал, интересовался судомоделированием.

Третьим увлечением мальчика была рыбалка. Рано утром Андрей шёл на озеро на одно из любимых мест. Садился на раскладной стульчик, доставал пакетик с чёрным хлебом, приправленным обычным подсолнечным маслом. Делал два небольших катышка и нанизывал их на крючок. Забрасывал. Ждал обычно не долго. Поплавок, сделанный из гусиного пера, начинал слегка крутиться. Затем немного, словно пританцовывая, он слегка погружался и тут же всплывал. Вот и сам момент, когда поплавок резко уходил в воду. Плавный рывок, и серебряная рыбка у него. Карасики обычно хорошо брали на его приманку. В деревне было негласное правило: если рыбка меньше ладони, её отпускали обратно в озеро. Понятно, что ладони у всех разные, но правило соблюдали. Поэтому и рыба водилась. Если соблюдать все правила рыбалки как наживка, погода, время дня и так далее, то без улова не останешься. Вот крючок резко и сильно пошёл в сторону и вглубь. Рывок! Так и есть – окунёк. Хороший, больше ладони. Только Андрей их не любил. Снял с крючка и отпустил рыбку в воду. Немного подождал, чтобы этот маленький хищник ушёл в другую часть водоёма. Клёв был хороший. Пару раз рыбки срывались, но ведёрко потихоньку наполнялось. У Андрея был свой счёт – 25 – 30 карасиков, если с ладонь и всё. На жарку хватит.

Значит сегодня и завтра у них будет любимая жареная рыба под томатным соусом. Да, мама делала такую вкуснятину! Рыбки не разделывались на части, а вдоль делались надрезы, чтобы лучше прожаривались. Да и мелкие косточки выжаривались. Когда румяная рыбка была готова, мама сразу складывала её в плоский судочек. В зависимости от размера туда помещалось несколько рыб в один слой. Сверху караси заливались томатом. Для него брались свежие помидоры, мелко нарезались и добавлялись в сковороду с подрумянившимся лучком. Далее добавлялась морковь с тёрочки, болгарский перец, томатный сок - стакан, соль, перец и сахар по вкусу. После заливки рыбы, сверху посыпался мелко нарезанный укроп и петруха. Через часок, когда блюдо остывало, и рыбка пропитывалась – ешь на здоровье, да пальчики облизывай!

Андрей замечтался и не обратил сразу внимание, что поплавок под водой. Есть! Красавец на две ладони стал двадцатым! Посмотрев вокруг, Андрей увидел, что на противоположном берегу, на обрыве крутятся два мелких пацана: Колька и Сёмка – третьеклашки.

На склоне обрыва селились стрижи и мальчишки наблюдали, как те вылетают и залетают в норки – гнёзда. Ребята, стараясь лучше рассмотреть жизнь пернатых, высовывались над обрывом на пол корпуса, не обращая внимания, что практически «держатся за воздух». В этом месте расстояние между берегами было метров сорок. Андрей не стал ждать и крикнул: - Ну - ка отошли от обрыва, мелочь пузатая, пока в воду не попадали!

- Мы осторожно! - огрызнулся в ответ Колька.

- Я сказал, отошли! – пресёк всякие возражения Андрей, подумав ещё, - И чего вам не спится в такую рань, да ещё и летом?

Мальчишки больше спорить не стали со старшим – можно потом и отхватить. Они отошли от края и уселись на траву. Андрей продолжил ловить рыбу. Клёв набирал обороты. Очередного вытащил, а затем три раза подряд срывались крупные караси, блеснув на прощание серебряными боками. Андрея охватил спортивный азарт, но очередной карась вновь сорвался!

- А – а – а! – раздался крик с противоположного берега.

Андрей быстро бросил туда взгляд и успел увидеть брызги от упавшего в воду пацана. Над обрывом застыл Колька. Думать было некогда, тем более из воды доносились крики Сёмки. Сбросив кроссовки, Андрей прыгнул в воду. - Хорошо, что в шортах, - успел подумать.

- Быстрее, быстрее, - билась у него одна мысль.

Плавал он нормально, но сейчас казалось, что медленно продвигается. На обрыве никого не стало.

- Испугался пацан, сбежал, - подумал Андрюха.

Вот уже виден и Сёмка, который неуклюже барахтался в воде, захлёбываясь и уходя под воду.

- Держись! - крикнул ему Андрей, чтобы хоть как – то приободрить до своего прибытия.

Вот он уже рядом. Мальчишка напуган, лицо бледное, ему не хватает воздуха, потому что он хлебает открытым ртом воду, да и силы на исходе. Андрей рванулся к нему, и оказался под водой. Сверху на него навалился пацанёнок, ударив вдобавок ногой в грудь. Андрюха оттолкнул мальчишку, всплыл. С ходу отвесил Сёмке подзатыльник. Тот перестал барахтаться, замер, но не тонул. Мгновение. Андрей схватил его за воротник, развернул и потянул за собой.

- Не бойся и не дёргайся, доплывём! - только и крикнул он мальчишке, отплёвываясь от воды.

Понял его Сёмка или нет, трудно сказать. Только помощь взрослого парня, каким он казался мальчонке, и спокойное плавание на спине его заметно успокоило. Андрей, работая одной рукой и ногами, плыл к берегу. Обрыв, то снижаясь, то поднимаясь над водой, тянулся метров на пятьдесят. Вот и показался нормальный спуск к воде. Ещё немного и берег.

В это время к берегу подлетел Уазик участкового Горохова. Старлей выскочив из машины, бросился в воду. В несколько гребков он оказался около ребят, перехватил Сёмку и понёс на берег. Тут подъехала машина спасателей. Сёмку положили на берегу на плед. Андрей сидел рядом, его тоже укрыли одеялом. Кто – то что – то говорил, спрашивал, но он не слышал. Подошёл Колька, присел рядом.

- Я хотел на помощь позвать, - виновато сказал он, - Плавать – то я тоже не умею. А тут как раз по дороге дядя Витя едет. Вот он и спасателей вызвал. А мы хотели стрижа поймать, пока они ещё сонные. Вот и пришли на обрыв.

Один из спасателей протянул Андрюхе чай в крышке от термоса. Горячий и вкусный. Только сейчас он начал осознавать общую картину. На берегу стал собираться народ. Одни проезжали, другие куда – то шли.

- Всё нормально, можете забирать вашего спасённого, - сказал спасатель, обращаясь к участковому.

- Так, граждане! - громко обратился к людям Горохов, - Расходимся и не даём воли фантазиям! Андрей Чуйков спас Сёмку. Оба живы и здоровы. Поехали, по домам развезу, - сказал он мальчишкам.

Первым по улице был дом Андрея.

- Дома есть кто? - спросил участковый.

- Нет, все на работе, - ответил Андрей.

- Ладно, позже заеду, - ответил Горохов.

Андрей зашёл в дом, прилёг на диван. Внутри была какая – то пустота. Устал и физически и морально. Переживал, успеет ли. Задремал …

- Андрюша, сыночек, ты где?! - раздался тревожный голос матери.

Она подбежала к дивану и обняла приподнявшегося ей навстречу сына. Мама гладила Андрея по голове и раскачивалась из стороны в сторону. Тут в дверях показался отец. Он молча присел рядом, взял руку сына и прижал к своей щеке. Так и просидели с час. Просто молча, сидели вместе, осознавая,

насколько они дороги друг другу.

Затем залаял Полкан, сигнализируя, что во дворе кто – то есть.

- Хозяева, войти можно? - раздался голос в прихожей.

- Входите, - отозвался отец.

В комнату шагнули дяля Савелий и тётя Катя – родители Сёмки. Андрей встал с дивана. Они подошли к нему и молча, обняли. Тётя Катя не сдерживала слёз, а дядя Сава плакал скупо, по мужски, вытирая кулаком глаза.

- Спасибо тебе, Андрей за Сёмку, - повторяли они друг за другом.

В это время отец дал знак матери, и она стала ставить на стол чай.

- Так, гости дорогие, отпускайте сына, да присаживайтесь за стол, - распорядился отец.

- Слушай, а мы и не подумали, да с пустыми руками пришли, - растерянно сказал Савелий, - Я сейчас в магазин сбегаю …

- Не надо, Сава, присаживайтесь, чем богаты - угощайтесь, - остановил его отец.

Стали пить чай.

- Как Сёмка? - спросила мама.

- Хорошо, спасибо, - ответила тётя Катя, - Теперь хорошо.

- Вот что, Саша, Ира, Андрейка, - начал говорить Савелий, - Мы вам очень благодарны. Скажи, Андрей, чем мы можем отблагодарить тебя за спасение сына?

Андрюха даже смешался.

- Не дело говоришь, Сава, - ответил отец, - Мой сын ведь не ради благодарности спасал Сёмку, а по - человечески …

- Да я и не спорю и не сомневаюсь, - прижав руки к груди ответил Савелий, - Только как – то не по - людски это – не отблагодарить вас.

- Ладно, вижу, что не успокоишься, - сказал отец, - Тогда выслушай моё слово о благодарности.

Андрей с мамой выжидательно посмотрели на отца.

- Будете вспоминать Андрейку, нас может быть, - не спеша делился отец, - Так желайте нам здоровья – вот это будет самая лучшая благодарность.

- Ну, это само собой, только разве ж это …, - начал было Савелий.

Отец положил ему на руку свою ладонь: - А ты поставь себя на моё место и пойми. Ты мужик правильный, поймёшь.

Постепенно разговор заладился. Позже мама привела из садика Андрюшину сестрёнку. Так гости и просидели до самого вечера.

Сёмка стал постоянным гостем в доме Чуйковых. А через три дня утром во дворе Чуйковых стоял новый велосипед. Видно дядя Сава узнал у пацанов о мечте Андрея. Отец посмотрел, улыбнулся и разрешил оставить.

Только через два дня и Сёмке родители Андрея подарили новый велик. Савелий с Катей пробовали было возражать, да отец возразил: Ваш Сёма от Андрея теперь ни на шаг, а на старом велосипеде отставать будет. Это не порядок.

На том и сошлись.

Андрей вскоре научил Сёмку плавать, потом нырять, приобщил к судомодельному спорту. Им вдвоём всегда было интересно.

Накануне Дня народного единства – 4 ноября на школьной линейке полковник МЧС вручил Андрею Чуйкову ведомственную медаль МЧС России «За спасение погибающих на водах».