Будут спойлеры.
С именем Евгения Водолазкина я плотно познакомилась на работе, когда коллега решила начать читать что-то новое. Но не знала, с чего начать, а советы окружающих не особо помогли бы. И она нашла список бестселлеров последних лет и пошла по нему.
И первым в этим списке стоял "Лавр".
А потом она однажды принесла с собой "Авиатора", я пролистала несколько страниц, меня заинтересовало, но не настолько.
Маленькое отступление: почему я не взялась за "Лавра".
Во-первых и во-вторых, та самая коллега очень, просто очень-очень подробно рассказала содержание книги "Лавр". Всё, от начала, каждый сюжетный поворот, чем закончилось... Смысла читать после этого я не вижу.
Поэтому: "Авиатор".
Вообще, это было моей первой мыслью, когда я отправилась в библиотеку на поиски книг российских авторов.
Но с того момента прошло три месяца, прежде, чем я наконец-то нашла эту книгу. Она то ли всё время была на руках, то ли по этим новым странным, если не сказать глупым, правилам, лежала в каком-нибудь "карантине". Ситуация с карантином для библиотечных книг меня смешит. Потому что однажды, три года назад, я принесла из библиотеки домой насекомых. И вот это было неприятно.
В общем, книга.
Мне очень понравилось. Что именно?
Крайне необычный поворот сюжета. Немного фантастики, немного истории. К небольшому сожалению, во второй части книги сюжет превратился в любовный роман, но это не сильно помешало.
У книги есть недостаток: обложка. Эта обложка не хуже моей коллеги полностью раскрывает все карты.
Что мы имеем, глядя на обложку: мужчина сквозь прозрачную преграду смотрит на женщину, одновременно старую и молодую, а у ног сидит девочка и пишет разные слова и даты. Что из этого получается, особенно после прочтения двух первых страниц: мужчина потерял память, теперь пытается вспомнить, и в первую очередь его воспоминания будут касаться женщины, которую он, очевидно, любил.
Если бы я этого не поняла ещё до того, как открыла книгу, она была бы для меня интересней. Обложка тут явно неудачная.
А вот чего я точно не ожидала, так это Соловков. Соловецкий лагерь особого назначения. Страшный концлагерь, в котором творились вещи, сопоставимые с лагерями смерти времён Второй мировой. Мне вспомнился документальный фильм о бывших заключённых этого концлагеря, выживших, снятый, кажется, во времена Перестройки. С ними беседовали, а параллельно показывали кадры из фильма о СЛОНе, снятом в 20-е годы. И особенно запомнились слова одного человека, когда он смотрел эти кадры: "Вот у них занавесочки висят, скатерть какая-то... Это, наверное, не Соловки, это, наверное, какой-то другой лагерь..."
Больше об этом не будем.
Я, конечно, не знаю, что хотел сказать автор, но в конце, когда стало понятно, почему Платонов так "философски" отвечал на вопросы, о том, заслуживали или нет заключённые Соловков своей участи и лично он, мне вдруг стало понятно, почему он ни разу не задумался о главном.
Больше всего меня держало в напряжении (напрасном) то, когда же, когда Платонов осознает/признает/спросит, что эксперимент над ним продолжается, и Гейгер - не случайный человек, не просто врач. При том, что Гейгер и сам обмолвился, что не считает себя героем в этой необычной ситуации. Потому что он не герой, он - экспериментатор. На живом человеке. Ведь где-то же все эти семьдесят с лишним лет хранился замороженный Иннокентий и кто-то поддерживал условия его содержания даже во время, на минуточку, Великой Отечественной. Но в книге этот вопрос не подняли ни-ра-зу.
Вот этого, может, научного, драматизма мне немного не хватило. Я вообще не фанат любовных романов, но тут была готова. В конце концов, с такой обложкой на другой жанр сложно рассчитывать.
Но книга не стала от этого хуже. Она замечательная. Советую.
И в то же время я не особо рвусь читать другие книги Водолазкина. А вы что-нибудь читали? Есть ещё что-то интересное?