Тамара - 35-летняя женщина. Услышав телефонный звонок, с раздражением вышла из кухни и отбросила в сторону полотенце, которым только что вытирала руки. Взяла трубку и ответила на звонок. Послышался незнакомый женский голос:
- Я могу услышать Фёдора Игнатьевича?
- Это его жена, - резким голосом ответила Тамара - а его нет дома. Что вы хотели?
- Я медсестра из больницы, где лежит его мать Анна Андреевна, и у нас больше нет возможности держать её в больнице, поэтому передайте мужу, чтобы он приехал и забрал её домой. Дело в том, что все необходимые процедуры мы выполняли, курс лечения окончен. Анне Андреевне мы помочь больше не можем ничем.
- Вы что хотите предложить, чтобы она жила здесь у меня выкрикнула?!
- Женщина, вы надо мной издеваетесь? - у медсестры, кажется, тоже заканчивалось терпение, - Анна Андреевна не моя родственница, а ваша. Вы обязаны её забрать и ухаживать за ней самостоятельно, если вы не передадите моё сообщение вашему супругу, то лично напишу заявление в полицию о том, что вы заведомо беспомощного больного человека оставляете на произвол судьбы.
Тамара так и знала, что этим всё закончится и ей придется ухаживать за несносной старухой. Слёзы злости выступили на глаза женщины. Когда-то эта Анна Андреевна была очень против того, чтобы её сыночек женился на Тамаре. Слава Богу, он не послушался свою мамочку. А, может быть, и лучше было бы, если бы она за него замуж так и не вышла. Может быть, ей удалось бы найти кого-нибудь получше, жить в достатке, а не считать копейки от зарплаты до зарплаты.
А что же теперь говорить. 12 лет брака за плечами. Подрастает дочка. Скоро женихи начнут в гости приходить. А тут их будет встречать эта полоумная старуха. Тамара была очень сердита на мужа, ведь говорила она тогда ему, что не нужно забирать Анну Андреевну из деревни. Так нет ведь, он сумел уговорить её обещал, что деньги от продажи дома она потратит на себя. И Тамара, как дурочка, поверила в это. Нет, деньги, конечно, они потратили: сделали ремонт в квартире, съездили отдохнуть на море, но всё это прошло очень быстро. А теперь они своей жизнью будут расплачиваться за мимолётное удовольствие.
Когда Фёдор вернулся домой, он сразу заметил, что супруга без настроения, и спросил у неё:
- Что случилось?
- Утром звонили из больницы и сказали, что мы должны забрать домой твою мать.
- Но ей же нужно лечиться.
- О, Господи, ты что не знаешь какая у нас медицина?! Уже всё равно, главное вытянуть деньги, а потом выпроводить человека. Только я вот что хочу тебе сказать, дорогой. Я не собираюсь выносить утки из-под твоей матери. Помнишь сколько крови она мне попила? А теперь значит я должна с ней нянчиться! Извини, но у меня работа и семья, в конце концов. Кроме того, ещё достаточно молодая, чтобы привязывать себя к старухе.
Ты что, дебил? - Пётр ответил -рассчитываешь, что за ней ухаживать буду я? Извини, но я всё-таки мужчина, и мне это делать неприятно.
- И что ты предлагаешь? - Тамара вопросительно посмотрела на мужа
- Ну, не знаю...
- Но я тебе скажу так: я не хочу, чтобы она жила здесь. Ищи какой-нибудь приют, сейчас их очень много. Договаривайся и плати. В общем, делай, что хочешь, но я ещё раз повторяю: я за ней ухаживать не буду.
- Моя мать, Слава Богу, на ногах и если что-нибудь случится с ней, я тебе её на шею вешать не стану. Ты с ума сошла! Ты знаешь сколько сейчас стоит пристроить человека в приют??? - возмущался Фёдор.
- Так ты же с осени начинал откладывать деньги на поездку с мужиками на Волгу, - усмехнулась Тамара - я в эти твои деньги не лезла, зная твою страсть к рыбалке, но похоже тебе придется обойтись без неё. В общем, лезь свою заначку и оплачивай проживание мамаши где-нибудь подальше отсюда.
Фёдор опустил голову, он с нетерпением ждал августа, предвкушая приятный отдых. И что же самое главное - даже Тамара не возражала против этого и отпускал его с лёгким сердцем. Друзья Фёдора уже несколько раз бывали на Волге и возвращались домой, и взахлеб рассказывали о том, как хорошо провели время. Фёдор решил во чтобы то ни стало съездить вместе с ними, и вот теперь все его планы накрылись медным тазом.
Угораздило ж мать заболеть так не вовремя. Расстроенный Фёдор неспеша пообедал, потом собрался и поехал в больницу. Анна Андреевна его ждала с нетерпением. Врачи уже объяснили ей что терапия закончилась, её состояние хоть немножко улучшилось.
- Анна Андреевна, не переживайте. У вас всё будет хорошо. Последние анализы, которые мы взяли, показали неплохую картинку, и мы продолжим ваше лечение медикаментозно. Вот список лекарств и мазей, которые вам нужно будет применять. Той слабости, с которой вас привезли у вас уже нет. Не забывайте, что вам нужно обязательно выходить на улицу и хоть немного прогуляться на свежем воздухе. У вас есть близкие люди?
- Да, конечно, - кивнула старушка - у меня сын, невестка и внучка, ей 13 лет. Она очень красивая и умная дочка. Занимается в студии танцев, - с гордостью пояснила Анна Андреевна.
- Ну вот и хорошо, - удовлетворённо кивнул врач - значит я за вас буду спокойна. Кстати, раз в 2 недели вам нужно будет приезжать на дополнительное обследование. Будем наблюдать за вами, и мы уверены, что вы проживете до 100 лет. А может и больше.
Старушка расплылась в улыбке, поблагодарила доброго доктора за заботу, а потом тихонько пошла в палату собирать свои вещи. Скоро за ней приехал Фёдор. Анна Андреевна очень обрадовалась за сына и торопливо стала рассказывать о своих новостях, но Фёдор хмурился и отмалчивался. По дороге в больницу он созвонился пару приютам и ему сказали, что всё не так просто. Он сам рассчитывал, что можно привезти в любой из них, заплатить сколько скажут и уже через полчаса ехать домой, оставив мать там. Показалось всё гораздо сложнее. Нужно потратить на это немало нервов и времени. Не говоря уже о деньгах. Фёдор представил выражение лица жены, когда он с матерью вернётся домой и усмехнулся. Ну будет ухаживать, куда она денется. Анна Андреевна словно не замечала плохого настроения сына. Опираясь на инвалидную трость, без которой теперь не могла ходить, она покинула больницу и с большим трудом села в машину Фёдора.
- Сынок, что с тобой? Ты какой-то совсем без настроения. У тебя что-то случилось?
- Всё в порядке, - нехотя ответил он. Только-только нервы треплет.
- Ну что поделаешь, такой уж у неё характер. Ты уж не обращай внимания, чтобы вы не ссорились. Всё-таки у вас доченька, вам ради неё жить надо вместе. Да и Тамара хоть и сплоченная, всё-таки хозяйственная, и дома всегда порядок держит. Смотри вон, какой стал гладкий да пригожий.
Фёдор усмехнулся. Мать всегда была такой, конечно.
Конечно, в самом начале она была не в восторге от Тамары, но только потому что та никогда не смогла сдержать свой язык. На любое замечание, словно ёжик выпускала иголки. Первые 3 года после свадьбы Фёдор с молодой женой прожили в ее деревенском доме. Тамара пыталась доказать всем, что она никому не позволит управлять собой. Постоянно огрызалась и со свекром, и свекровью. Отец Фёдора возмущался этим. А вот мать напротив всегда пыталась сгладить все острые углы, и всё-таки, не могла угодить городской невестке. В конце концов, сумел накопив нужную сумму, родители Фёдора помогли сыну и невестке купить квартиру. Ещё лет через 5, отца не стало, и Анна Андреевна осталась одна. Но ни Фёдор, ни Тамара не забыли дорогу в деревню. Частенько приезжали в сезон овощей и фруктов, которые вырастила Анна Андреевна. Набирали домой полные сумки, иногда по несколько дней к ряду жили в доме матери, делали себе заготовки на зиму и потом переводили Егору. Анна Андреевна не возражала: много ли мне одной надо - поясняла она соседям. Они молодые у них семья растущая, им нужно хорошо питаться, впрочем, внучка, пока была маленькая очень часто оставалась у бабушки и проживала у неё целыми неделями. А Тамара и Фёдор в это время жили в свое удовольствие: ездили в отпуск, отдыхали с друзьями и просто беззаботно проводили дни. Вот только благодарности за всё это ни Фёдор, ни его жена по отношению к Анне Андреевне не испытывали. Считали, что она обязана это делать, ведь она мать и должна заботиться о своих детях.
Зато теперь, когда с ней самой случилась беда, вдруг оказалось, что она всем мешает. И Фёдор, её родной сын, возвращаясь сейчас с матерью домой, злился на весь белый свет, что теперь должен быть привязан к старухе, которая ходит-то еле-еле.
- Федя, остановись, пожалуйста, - попросила Анна Андреевна, когда сын решил сократить путь. Он свернул на лесную дорогу.
- Что такое? - недовольным тоном проговаривал.
- Останови. Мне нужно на ненадолго отойти, ты понимаешь, - смущенно проговорила женщина.
- Господи, ты что до дома не потерпишь?! - взорвался Фёдор. Но машину остановил и помог матери выйти и отвернулся, чтобы не видеть, как она с трудом опираясь на палочку заходит в лес ночью. Пошёл дождь, и Фёдор остановился неудачно. Он сел за руль и задумался. Вдруг его посетила неожиданная мысль: а что, если мать заблудиться там? Но ведь так бывает. И что с ней случится?
Фёдор усмехнулся и нажал на педаль газа. Смущенная старушка отошла так, чтобы её не было видно. Вдруг она услышала звук отъезжающей машины и подумала, что сын просто проявил деликатность. Однако, когда стала выходить из леса поняла, что у неё ничего не получается - нужно было подняться вверх по дорожной насыпи. Молодому здоровому человеку это было несложно сделать, а вот ей опирающееся на трость оказалось практически невозможно. Глинистая почва скользила под ногами, и старушка несколько раз упала. Но так и не смогла преодолеть неожиданное препятствие. Анна Андреевна расплакалась и стала звать сына, но ответом ей были только лесные шорохи. Мысль о том, что сын оставил одну в лесу, она упрямо гнала прочь, но спустя пару минут старушка поняла, что Пётр уехал. И она должна принять этот факт. Пожилая женщина беспомощно опустилась на землю и силы её оставили.
Да как же так? Но разве это возможно? Плакала. Она не верит в то, что всё это произошло именно с ней.
- Эй, кто там плачет? - послышался незнакомый мужской голос. А уже через несколько секунд к ней спустился высокий здоровенный мужчина.
- Ух ты, бабуля, ты как тут оказалась?
Анна Андреевна не могла вымолвить ни слова.
- Ты случайно не лесная колдунья? - улыбнулся здоровяк. А потом без долгих разговоров подхватил старушку на руки, отнес на своей машине. Оказалось, что это дальнобойщик, возвращающиеся из рейса домой.
- А я еду смотрю кто-то барахтается, - пояснил он, когда тронулся с места, улыбнулся неожиданный попутчицы - меня Кириллом зовут. Я тут неподалеку с женой живу. Ты, бабуля, у нас переночуешь, всё-таки вечер. А я в дороге сильно уставший, а завтра решим, что с тобой делать и куда тебя отвезти.
Так ты точно не колдунья? - пошутил Кирилл - А то молчишь и молчишь.
- Нет, сынок, я не колдунья - собравшись с силами ответила ему Анна Андреевна.
- Жаль - рассмеялся Кирилл - А я уж было подумал, что я тебе доброе дело сделаю, а потом ты мне никакого же доброго дела.
Анна Андреевна внимательно посмотрела на собеседника и слегка улыбнулась. Кирилл только рассмеялся в ответ.
- Только сразу предупреждаю, мы живём женой скромно в съёмном домишке. Нашли самый дешёвый в ближайшей деревеньке. 5 лет назад моя мама заболела. Так мы и квартиру продали, за границу лечиться её отправили, благодаря этому она ещё четыре года прожила, представляете? А в прошлом году всё-таки схоронили, - вздохнул Кирилл.
- Хорошенький сынок, - проговорила Анна Андреевна и надолго замолчала.
Семья Кирилла встретила старушку хорошо, даже на следующий день не хотели отпускать, предлагали остаться у них, потому что когда узнали её историю пришли в настоящий ужас. Но Анна Андреевна всё-таки простилась с добрыми людьми. Они ей вызвали такси, и она уехала домой. Едва пожилая женщина вошла в квартиру, как услышала, что Тамара с дочкой обсуждает то, как Фёдор поступил с бабушкой.
- Смотри, - говорила Тамара - если кто-нибудь спросит где бабушка, скажи, что папа её привёз, но эта полоумная куда-то ушла.
- Хорошо, мама, - согласилась девочка, но тут же от двери послышался голос Анны Андреевны.
- Но не настолько я полоумная, - сказала старушка - а вот вы бессовестные!
Тамара, увидев свекровь, открыла рот от изумления.
А когда пришла в себя, торопливо пояснила, что Фёдор ещё не вернулся. По дороге домой он попал в аварию, сильно разбил машину, а он сам не очень пострадал. Но всё-таки несколько дней приведёт в больнице. Анна Андреевна не сказала на это ни слова. Она молча прошла в свою комнату, забрала документы и только потом повернулась к невестке:
- Жить я с вами не буду, - сказала она - попрошусь в какой-нибудь приют. Авось, не прогонят. Не все же люди такие, как вы.
Тамара впервые в жизни не нашлась с ответом, а Анна Андреем покинула квартиру.
С тех пор прошло полтора года. Однажды в квартиру Фёдора позвонили. Он вышел и увидел на пороге здоровяка, который представился Кириллом, и сказал, что квартира отныне принадлежит теперь ему.
- Это на каком основании? - начал возмущаться Фёдор.
- На том, что мне её написала Анна Андреевна, ваша покойная мать. Как только я узнал, что она живет в приюте, сразу забрал её к себе и выхаживал всё это время. Я даже не представлял, что она сделает нам такой щедрый подарок, и только после её смерти выяснилось, что она всё оформила на меня. Фёдор забыл, что квартира оформлена на мать и это было условием отца.
Вам даю 2 недели, чтобы отсюда убраться. Из комнаты выглянула Тамара:
- Да что вы такое говорите?! С нами живёт моя больная мать, она лежачая, я за ней ухаживаю, куда мы пойдём??
- Это было последнее желание Анны Андреевны, и я ей пообещал, ответил Кирилл - вы ни разу не вспомнили о ней, а теперь хотите, чтобы я подумал о вас?
Кирилл ушёл, а Фёдор сел на диван и обхватил голову руками, думая, что теперь делать. Рядом стояла Тамара и замерла, даже не слыша голос матери, которая её звала. Тамара тоже не знала за что ей всё это и как они теперь будут жить.