Найти тему
Вожу → расскажу

Покупал и новую машину, и б/у. Расскажу, чем зацепил вторичный рынок, помимо цен

Когда покупаешь машину, сомневаешься: брать дорогую новую или вариант подешевле, но б/у. Новая машина — без пробега, часть ремонта покрывает гарантия, да и запах в её салоне особый. Зато за подержанную обычно меньше платишь, она не так интересна угонщикам и её вовсе не обязательно обслуживать у официальных дилеров: гарантии-то уже нет. А ещё на б/у авто новичкам не так жалко тренироваться.

Но вот что я заметил: при сравнении новых и б/у машин многие почему-то упускают из виду три важных фактора. А по мне, они как раз и цепляют на вторичном рынке. Поэтому поделюсь: может, для кого-то эти плюсы подержанных авто станут открытием.

Б/у машина дешевеет медленнее новой

Как только покупаешь новый автомобиль, он сразу теряет в цене. В салоне новёхонький Volkswagen Polo стоит под миллион. Подписываешь бумаги, выезжаешь на улицу — и всё, больше чем за 900 тысяч его уже не продать. Ещё через год рассчитывай максимум на 800 тысяч.

Медленнее всего дешевеют авто классов B, C, D и компактные кроссоверы, но и они через три года теряют до 35% от рыночной стоимости, по исследованию PwC. А с полноразмерными внедорожниками и премиум-сегментом всё ещё печальнее: цены на такие машины за три года падают на 43 и 49% соответственно.

А вот машины старше трёх лет теряют в цене не так стремительно: по 5–7% в год в зависимости от марки. На каких-то этапах стоимость практически замораживается, например, четырёхлетние Hyundai Solaris стоят в среднем 591 тысячу, а пятилетние — 572 тысячи, разница — 3%.

И вообще, на вторичке важен не столько возраст, сколько состояние машины. Если купил бэушку, ездил на ней аккуратно и без аварий, не поленился полирнуть кузов и сделать химчистку перед продажей — не нужно снижать цену только из-за года выпуска. Случается, что водитель ремонтирует и освежает «уставшую» машину — и продаёт её даже дороже, чем покупал.

На вторичке выбор больше, чем у дилеров

Некоторые машины не купишь в салоне, даже если захочешь. Там не задерживаются представители предыдущих поколений, а выбор с каждым годом всё меньше. По данным АВТОСТАТА, за 2014–2019 годы он сократился с 401 до 275 моделей. А в 2020-м официально перестали продавать Mazda3, Haval H2, Renault Dokker и Dokker Stepway. Ещё завершили производство самых доступных иномарок — седанов и хетчбэков Datsun.

Или легковушки Ford, которые ушли из России в прошлом году. Дилеры всё ещё обслуживают их по гарантии и распродают старые запасы, но из новых поставляются к нам только лёгкие грузовики, фургоны и микроавтобусы на базе Ford Transit.

Зато на вторичке модели Focus, Fiesta, Kuga, Mondeo и Explorer легко найти. Ещё среди б/у авто есть модели дорестайлинговой эпохи, минивэны, пикапы — в общем, все, с кем не сложилось у официальных дилеров.

После ухода марки из России Ford Focus стал бестселлером на вторичном рынке, сообщает АВТОСТАТ. А у официальных дилеров его практически невозможно найти
После ухода марки из России Ford Focus стал бестселлером на вторичном рынке, сообщает АВТОСТАТ. А у официальных дилеров его практически невозможно найти

На вторичке можно откопать и необычные машины: ретро, кабриолеты, коллекционные модели. Многие вылавливают то, чего в российских салонах никогда не было, но что cмогли привезти и растаможить частники.

Мой товарищ так купил Opel Adam — опробовал в евротуре прокатный и влюбился. Потом три месяца зависал на досках объявлений и нашёл «понаехавший» из Германии экземпляр.
Вот такой Opel Adam сейчас продаётся в СПб — без пробега по России и с немецким брифом (аналог нашего ПТС)
Вот такой Opel Adam сейчас продаётся в СПб — без пробега по России и с немецким брифом (аналог нашего ПТС)

В б/у машине уже есть акустика, сигналка и второй комплект резины

Если купить новый автомобиль, комплектацией придётся заниматься самому: устанавливать акустику и сигналку, покупать запаску и зимнюю резину, коврики и чехлы. Кажется, что это мелочи, но в итоге они обходятся в круглую сумму.

Когда я первый раз покупал новую машину, был в шоке от отсутствия ковриков. И той цены, которую за них попросили. В итоге купил раз в пять дешевле в ближайшем гипермаркете, но вау-эффект от посещения салона пропал.

А вот с б/у машинами часто отдают и коврики, и другие полезные вещи. Вот что мне встречалось в объявлениях:

  • второй комплект резины;
  • запасное колесо;
  • спутниковая сигнализация;
  • акустическая система;
  • чехлы на сиденья:
  • автомобильный пылесос;
  • аптечка;
  • светоотражающий жилет;
  • балонный ключ;
  • знак аварийной остановки.

Если никаких бонусов нет — есть повод поторговаться!

Где я покупаю б/у машины и почему именно там

Примеры объявлений для статьи взяты с Авито. Я на этом сайте уже освоился: за несколько лет три машины купил и две из них там же продал. Схема простая: выставил фильтры, смотришь подходящие варианты, общаешься с продавцами. Но есть лайфхаки, которые помогают мне в поисках.

Во-первых, возможность сохранить находки. После проставления фильтров я сохраняю параметры поиска, чтобы каждый раз заново не настраивать одно и то же. А все объявления, заинтересовавшие при первом просмотре, добавляю в избранное. Потом мне удобно к ним возвращаться, чтобы отсеять лишнее или связаться с продавцами.

Во-вторых, отметка «Собственник». Если она есть в объявлении, значит, продавец подтвердил собственность, предоставив Авито фотографии прав и СТС. Я предпочитаю покупать машины именно у владельцев. Они сами ездили на авто, и их можно расспросить о нюансах, про которые посредники могут не знать. Да и в плане торга, по моему опыту, владельцы более уступчивы.

В-третьих, независимая аналитика по ценам. Иногда думаешь, что продавец просит слишком много, а потом видишь: нет, это средняя по рынку стоимость. Так что, если есть сомнения, смотрю сюда:

«Хорошая цена» — значит, соответствует средней по рынку. «Отличная» — дешевле. И такую отметку продавцам не получить за деньги: рыночная цена рассчитывается по стоимости похожих авто, которые продают в том же регионе
«Хорошая цена» — значит, соответствует средней по рынку. «Отличная» — дешевле. И такую отметку продавцам не получить за деньги: рыночная цена рассчитывается по стоимости похожих авто, которые продают в том же регионе

И, наконец, в-четвёртых, я смотрю отчёт Автотеки. Словам продавца хочется верить, но лучше пробить историю машины по VIN или госномеру по самым разным базам данных.

Автотека как раз проверяет по официальным и закрытым базам данных юридическую чистоту, участие авто в ДТП, историю эксплуатации, историю продаж на Авито и многое другое. Часть информации из отчёта видна прямо в объявлении, например, совпадают ли указанные характеристики с ПТС. А полная версия платная. Если вижу в полном отчёте что-то, что меня не устраивает, — сведения о залоге, упоминания серьёзных ДТП или работы в такси,— забываю про этот вариант и ищу дальше.

Не повторяйте моих ошибок: я пару раз заказал такие платные отчёты и только потом впервые позвонил продавцам. Оказалось, что машины уже проданы. Теперь сначала звоню.

Думаю, понятно, куда я пойду за своей следующей машиной. Чего греха таить, я и внепланово захожу на Авито проверить: вдруг что интересное появилось. И появляется же :)

Листайте дальше, чтобы перейти на сайт Авито и посмотреть машины с пробегом в своём регионе.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц