Найти тему
Слава Дозор

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ШАЛЮМО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ШАЛЮМО

После экспериментов со струнными инструментами: домра и вандерфогель решил попробовать сделать духовой инструмент типа кларнета или саксофона. Под саксофон даже вырезал из черешни заготовку, но, изучив устройство кларнета и саксофона, понял их мне в настоящее время не потянуть по механике клапанов и клавиш. В интернете нашел попроще духовой инструмент шалюмо (ударение на последнем слоге), который является предшественником кларнета, в нем язычковый (тростевый) мундштук и свирельная труба с игровыми отверстиями (Рис.1, 2, 3).

-2

Рис. 1. Шалюмо.

-3

Рис.2. Мундштук.

-4

Рис.3. Устройство мундштука.

Сделал из груши, черешни и абрикоса три мундштука и трости к ним из сирени (Рис. 4) и три трубы разных длин из сосны и груши.

-5

Рис.4. Деревянные мундштук и трости

-6

Рис.5. Деревянный мундштук в сборе.

Пробовал разные способы крепления трости к мундштуку: нитками приматывал, деревянной втулкой, и самый простой и надежный способ крепления с помощью многоразовых пластиковых хомутов.

Утонение трости осуществлял с помощью стамески и наждачной бумаги, получилось их 8 штук, толщина язычка тростей находилась в пределах 0.6-0.9 мм. Большинство плохо звучало, а пару штук не звучали, язычок получился толстоват. Затем мундштуки и трости пропитал льняным маслом, погрузив их в горячее масло, стакан для масла сделал из газового баллончика мини газовой плиты. Стакан с маслом и деревянными деталями нагревал в «водяной бане» по известной технологии в течение 30 минут пока масло не перестало пузыриться. Отобрал самые лучшие две трости, они на мундштуке давали наиболее приличное звучание. Потом попробовал в качестве трости использовать плоский пластик толщиной 0.55 мм из под банки для квашенной капусты и получился сногсшибательный эффект, труба зазвучала на очень низкой басовой тональности 80 Гц, что соответствует Ми большой октавы, правда тембр звучания трубы был похож на рёв бычка.

Окончательно собрал три инструмента шалюмо разных длин с диаметром канала трубы 16 мм (Рис. 7). Верхний шалюмо имеет длину 502 мм. Средний – 363 мм, нижний – 256 мм.

-7

Рис.6. Три экспериментальных шалюмо.

На среднем и малом шалюмо имеются по два игровых отверстия, на большее число отверстий пока не решился, в связи с тем, что нет надежной методики расчета координат игровых отверстий. На практике опытные флейтисты на одной две трубе сверлят пробные отверстия и добиваются нужной тональности на каждом отверстии. И затем делают третью трубу по размерам, полученным на доведенной экспериментальной трубе. Эти эксперименты решил отложить на следующий этап, а на данной стадии работ определился с диапазоном тональностей трех инструментов.

Ниже приведены данные тональностей трех труб с разными способами подачи воздуха в мундштук.

1.Длинная труба с пластиковой тростью имеет следующий диапазон тональностей:

- 80 Гц при максимальном погружении мундштука в рот и слабой подаче воздуха,

- 100 Гц при максимальном погружении мундштука в рот и сильной подаче воздуха,

- 130 Гц при расположении губ на средней части трости и сильной подаче воздуха,

- 177 Гц при расположении губ на краю трости.

2.Средняя труба с деревянной тростью имеет следующий диапазон тональностей:

- 206 Гц при максимальном погружении мундштука в рот,

- 249 Гц при расположении губ на средней части трости,

- 840 Гц при расположении губ на краю трости.

3.Короткая труба с деревянной тростью имеет следующий диапазон тональностей:

- 237 Гц при максимальном погружении мундштука в рот,

- 299 Гц при расположении губ на средней части трости,

- 1070 Гц при расположении губ на краю трости.

Таким образом, диапазон тональностей звучания трех труб без игровых отверстий находился в следующем диапазоне:

- длинная труба - от Ми большой октавы до Фа малой октавы,

- средняя труба –от Соль диез малой октавы до Соль диез второй октавы,

- короткая трубе – от Ля диез малой октавы до До третьей октавы.

Если в трубах выполнить игровые отверстия в диатоническом строе то диапазон звучания шалюмо может достичь 2-2.5 октавы, что вполне приемлемо для исполнения достаточно сложных музыкальных произведений.

Звучание всех трех шалюмо можно послушать по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5e9000d2a095c13d82ff7c16/eksperimentalnye-duhovye-instrumenty-60c60e31fec57a5bead547b4

В данной работе автор определил, что шалюмо с самодельным деревянным мундштуком кларнета звучит на 2-3 октавы ниже по сравнению с свирелями и громкостью на 10-15 дБ выше свирели, однако, грубоватый тембр звучания экспериментальных инструментов не удовлетворяет даже автора не музыканта. В последующем надо будет добиться приятных обертонов в звучании самодельных шалюмо и приблизиться к приятному бархатистому звучанию кларнета альта, тенора и баса.