Пятилетний Юра ходит в современный детский сад, где есть бассейн. Он хорошо плавает, но не любит, когда начинаются занятия в бассейне в его группе, потому что по правилам надо всем детям надевать надувные круги для безопасности.
Юра не хочет надевать круг, нарушает установленные правила и заходит в воду.
Тренер всё видит и требует срочно выйти из бассейна. Мальчик злится и плюёт в тренера. После этого случая воспитатель, тренер и заведующая детским садом вызывают родителей.
Профилактическая беседа даёт свои результаты. Родители обещают поговорить с ребенком, вместе приносят извинения тренеру.
Юре объясняют:
- Обижать людей, плевать, бросать предметы строго запрещается. При нарушении данного запрета последуют определенные последствия (здесь родители сами придумывают какие меры будут приняты, если такое повторится).
- Ребенок имеет право на ошибку, но он должен понять в чём она заключается и больше не повторять её.
- В детском саду нельзя вести себя так же как и у себя дома. Даже если ты умеешь делать что-то лучше других (в данном случае плавать без надувного круга), то всё равно надо соблюдать правила, они придуманы для всех.
В связи с тем, что Юра хорошо плавает и уверенно чувствует себя в воде, воспитательница предлагает ему на следующем занятии в бассейне помочь тренеру, а именно - помогать преодолевать страх воды ребятам, которые еще чувствуют себя неуверенно.
На следующем занятии Юра приносит и дарит свой рисунок тренеру в качестве повторного извинения и примирения. Помогает осваиваться другим ребятам в воде. Ситуация нормализовалась.
Можно было бы сделать поспешные выводы о том, что Юра агрессивный мальчик. Но здесь нужно знать нюансы детской психологии: "ужасные поступки" могут быть спонтанной реакцией недовольства.
В этом случае, если ребенок признает свою ошибку, дает обещание больше такого не делать, то эффективным решением будет дать ему ответственное поручение, как написано ранее - помощь тренеру с другими ребятами в освоении водного пространства. Такой метод поможет ребенку принять ту ситуацию, которая вызывает у него бурный протест.
От трех до шести лет ребенок учится доверять себе, знакомясь с тем, что:
- ошибки случаются у всех;
- ошибки нужны, чтобы учиться их не повторять;
- у каждого есть право на ошибку;
- каждый человек имеет собственное мнение.
Если бы ребенок постоянно совершал такие действия по отношению к другим, то это повод обратить внимание на семейную обстановку, круг общения ребенка, состояние физического и психологического здоровья. Сделать определенные выводы и предпринять соответствующие меры.
Вам могут быть интересны и другие статьи:
Две главных причины, по которым дети становятся неблагодарными
Пульт управления эмоциями. С 6-ти летнего возраста
Автор - Лариса Шевцова, психолог для детей, подростков и родителей.
Подписывайтесь на канал, чтобы видеть все материалы.