Найти в Дзене
БЫЛОЕ

ПЕРЕСТРОЙКА. О ЧЁМ ГОВОРИЛИ В ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС. 1985 год.

10 марта 1985 года умер Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Устинович Черненко. Закончилась эпоха, которая позже будет названа «демократами» ЗАСТОЕМ. Началось время перемен. 11 мар­та 1985 года 15.00 — По­лит­бю­ро ЦК КПСС. За­седа­ние про­ходи­ло спо­кой­но. За тор­це­вым сто­лом си­дел М. С. Гор­ба­чёв, но не по цен­тру сто­ла, а как-то сбо­ку, вро­де го­тов, ес­ли на­до, ус­ту­пить мес­то. Пер­вым встал А. А. Громыко (старейший член Политбюро) и внес предложение о рекомендации Пле­нуму избрать на пост Ге­нераль­но­го сек­ре­таря ЦК КПСС М. С. Гор­ба­чева. Ко­рот­ко дал ха­рак­те­рис­ти­ку Гор­ба­чеву. Один за дру­гим все чле­ны По­лит­бю­ро ко­рот­ки­ми реп­ли­ками под­держа­ли эту кан­ди­дату­ру. Обсуждения других кан­ди­датур на По­лит­бю­ро не бы­ло. На По­лит­бю­ро отсутствовал В. В. Щербицкий — он еще не воз­вра­тил­ся из США (ходят предположения, что его задержали специально). Горбачёв ко­рот­ко поб­ла­года­рил за доверие, ска­зал, что окон­ча­тель­ное ре­шение за Пле

10 марта 1985 года умер Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Устинович Черненко. Закончилась эпоха, которая позже будет названа «демократами» ЗАСТОЕМ. Началось время перемен.

11 мар­та 1985 года

15.00 — По­лит­бю­ро ЦК КПСС. За­седа­ние про­ходи­ло спо­кой­но. За тор­це­вым сто­лом си­дел М. С. Гор­ба­чёв, но не по цен­тру сто­ла, а как-то сбо­ку, вро­де го­тов, ес­ли на­до, ус­ту­пить мес­то.

Пер­вым встал А. А. Громыко (старейший член Политбюро) и внес предложение о рекомендации Пле­нуму избрать на пост Ге­нераль­но­го сек­ре­таря ЦК КПСС М. С. Гор­ба­чева. Ко­рот­ко дал ха­рак­те­рис­ти­ку Гор­ба­чеву. Один за дру­гим все чле­ны По­лит­бю­ро ко­рот­ки­ми реп­ли­ками под­держа­ли эту кан­ди­дату­ру. Обсуждения других кан­ди­датур на По­лит­бю­ро не бы­ло. На По­лит­бю­ро отсутствовал В. В. Щербицкий — он еще не воз­вра­тил­ся из США (ходят предположения, что его задержали специально). Горбачёв ко­рот­ко поб­ла­года­рил за доверие, ска­зал, что окон­ча­тель­ное ре­шение за Пле­нумом ЦК. За­седа­ние продолжалось не более тридцати минут.

В 17.00 сос­то­ял­ся Пле­нум ЦК. От­крыл его М. С. Горбачёв.

А. А. Громыко и от име­ни По­лит­бю­ро пред­ло­жил из­брать Ге­нераль­ным секретарём ЦК КПСС М. С. Гор­ба­чева. Пле­нум единогласно под­держал эту кан­ди­дату­ру. Участники Пле­нума бы­ли готовы к смене руководства, знали о бо­лез­ни К. У. Чер­ненко. Пер­вая же кан­ди­дату­ра, которая возникает в та­кой си­ту­ации был Горбачёв. Ещё при жизни Черненко было проведено решение о том, что в случае его отсутствия заседания Политбюро ведёт Горбачёв.

23 ап­ре­ля 1985 года. Ап­рель­ский Пле­нум ЦК. По­вес­тка: «О со­зыве съезда КПСС и за­дачах, связанных с его под­го­тов­кой и про­веде­ни­ем». Докладчик М. С. Горбачёв.

Ос­новные те­зисы гласили. Подтверждение при­вер­женнос­ти В. И. Ле­нину. Вер­ность со­ци­алис­ти­чес­ким идеалам. Не­об­хо­димость дальнейшего совершенствования общества развитого социализма. Пре­емс­твен­ность курса, раз­ра­ботан­но­го XXVI съездом КПСС. От­ме­тил ус­пе­хи во всех об­ластях об­щес­твен­ной жизни, особенно пос­ле 1983 го­да, а так­же име­ющи­еся су­щес­твен­ные не­дос­татки, неиспользованные ре­зер­вы. По предложению Горбачёва членами Политбюро избраны Е.К. Лигачёв и Н.И. Рыжков.

7 мая 1985 года были приняты Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по борьбе с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа торговых точек.

16 мая 1985 года Указ Президиума ВС СССР продублировал постановления партии и правительства.

После этого начало развиваться самогоноварение. А когда в следующем году повысили цену на водку, самогоноварение приобрело всеобщие масштабы. Гнали самогон не только в сельской местности, но и в городах. В магазинах возникли перебои с продажей сахара. Позже на него стали вводить талоны. Указ вызвал в народе первое неудовольствие генсеком, пока робкое.

-2

23 мая 1985 г. На По­лит­бю­ро, по пред­ло­жению Гор­ба­чева, за­веду­ющим Ор­га­низа­ци­он­ным от­де­лом ЦК ут­верди­ли Г. П. Ра­зумов­ско­го.

Далее Горбачёв ска­зал, что «сос­то­ял­ся боль­шой раз­го­вор с Гри­гори­ем Васильевичем Романовым. Он не вполне адекватно оце­нива­ет си­ту­ацию, хо­тя и приз­на­ет за со­бой оп­ре­делен­ные не­дос­татки. В ито­ге, пос­ле некоторого раз­думья, Ро­манов на­писал за­яв­ле­ние в По­лит­бю­ро с просьбой об ос­во­бож­де­нии от ра­боты».

Горбачёв сделал первый шаг по «расчистке» сос­та­ва По­лит­бю­ро. Как знать, может быть при Романове всё пошло по другому, но Политбюро уступило «молодому» генсеку.

С 24 по 27 и­юня Горбачёв был на Ук­ра­ине. Выс­ту­пил 26 и­юня в Днепропетровске, а 27 и­юня в Ки­еве. Го­ворил, что «для ре­шения за­дач ус­ко­рения не­об­хо­дима перестройка в де­ятель­нос­ти всех, каждого ра­бот­ни­ка». И еще: «Не ры­нок, не сти­хий­ные си­лы, а план дол­жен определять ос­новные сто­роны раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ства». Позже его мнение радикально изменилось. С чего это? Пока он «очаровывал» народ.

29 и­юня 1985 г. Заседание По­лит­бю­ро. Вел М. С. Горбачёв.

Обсуждали вопрос о пред­се­дате­ле Пре­зиди­ума Вер­ховно­го Со­вета СССР.

Горбачёв рекомендовал Пле­нуму и сес­сии на пост пред­се­дате­ля Вер­ховно­го Со­вета СССР А. А. Громыко (отблагодарил за избрание Генеральным секретарём), а Ген­се­ка — чле­ном пре­зиди­ума Вер­ховно­го Со­вета».

. За­тем он пред­ло­жил на пост ми­нис­тра иностранных дел Э. А. Шеварднадзе (будущий «прораб перестройки»). Воз­ра­жений не бы­ло.

Рассмотрели пред­ло­жения о кад­рах ЦК. Секретарём ЦК по вопросам обо­рон­ных от­раслей промышленности рекомендовать Л. Н. Зай­ко­ва. Секретарём ЦК — Б. Н. Ель­ци­на (ещё один «прораб развала», причём малопьющий – всегда было мало), ос­та­вив его в должности за­веду­юще­го От­де­лом строительства ЦК, в ко­торой он ра­ботал с ап­ре­ля этого года.

1 и­юля 1985 г. Пле­нум ЦК КПСС. Рассмотрены вопросы сес­сии Вер­ховно­го Со­вета. Одобрили пред­ло­жения По­лит­бю­ро (о А. А. Громыко, Э. А. Шеварднадзе, Л. Н. Зай­ко­ве, Б. Н. Ель­ци­не и др.). На Пленуми выступлений и вопросов не бы­ло. На сос­то­яв­шей­ся за­тем сес­сии Вер­ховно­го Со­вета, эти предложения бы­ли при­няты.

5 и­юля 1985 г. По­лит­бю­ро. На этом за­седа­нии по пред­ло­жению Гор­ба­чева за­веду­ющим идеологическим от­де­лом ЦК ут­верди­ли А. Н. Яков­ле­ва. Позже он сыграл ключевую роль в развале государства.

26 сен­тября 1985 г. По­лит­бю­ро ЦК КПСС.

Н. А. Ти­хонов об­ра­тил­ся с за­яв­ле­ни­ем об от­став­ке: «Ухудшилось здоровье. Вра­чи нас­та­ива­ют. Про­шу перевести на пен­сию. Подчёркиваю, что об­ста­нов­ка в По­лит­бю­ро ра­бочая, теп­лая. Це­ню взаимное доверие, под­дер­жку, но про­шу — в от­став­ку».

На пост пред­се­дате­ля Со­вета Ми­нис­тров М. С. Горбачёв пред­ло­жил Н. И. Рыж­ко­ва. Все под­держа­ли.

23 де­каб­ря 1985 г. По­лит­бю­ро ЦК в ка­бине­те у М. С. Гор­ба­чева. Бы­ли толь­ко чле­ны По­лит­бю­ро, а так же Ра­зумов­ский и Ель­цин.

Горбачёв ин­форми­ровал, что он имел с В. В. Гришиным труд­ную беседу. «Вик­тор Васильевич неадекватно(почему-то все были неадекватны, кроме Горбачёва) вос­при­нима­ет си­ту­ацию вок­руг не­го. Поп­ро­сил по­думать. Ну а по­том при­нес за­яв­ле­ние об от­став­ке». Ре­шили — освободить от обязанностей чле­на По­лит­бю­ро. Вопрос о его ра­боте в Московском горкоме партии рассмотрит Пле­нум ЦК КПСС. В. В. Гри­шина на По­лит­бю­ро не бы­ло.

Ген­еральный пред­ло­жил — рекомендовать пер­вым секретарём Мос­ков­ско­го гор­ко­ма пар­тии Б. Н. Ель­ци­на.

За­тем Горбачев рас­ска­зал о пись­мах А. Д. Сахарова( академик в это время проживал в Горьком в «ссылке») по по­воду Е. Т. Бон­нэр (жена Сахарова). «Пишет, что она серьёзно бо­ле­ет. Не­об­хо­дима кон­суль­та­ция и ле­чение за ру­бежом. Про­сит раз­ре­шить поездку». Воз­ра­жений нет.

Год прошёл относительно спокойно. Горбачёв закладывал основу под будущий развал. Подтягивал идейно близких ему людей в высший эшелон власти, изгонял тех кто мог помешать ему в достижении цели. Главное достижение года – анти-алкогольная кампания, которая начала вызывать у народа недовольство существующим строем. Зато оживились «цеховики». Копейка пошла в их карман.