В сравнении с глобальными известными акселераторами, любой акселератор из стран СНГ выглядит аутсайдером. Большая редкость, когда акселератор воспитывает будущего единорога, а у таких гигантов как 500 Startups, YC и TechStars выпуск стартапов поставлен на конвейер. Естественно в любой постсоветской стране появляются заинтересованные люди, которые ставят для себя цель привести брендовый акселератор на родину и в партнерстве с ним развивать экосистему. Но почему зарубежные акселераторы, имея огромный опыт работы с различными стартапами из разных стран мира до сих пор не вывели единорогов в постсоветских странах?
В чем проблема? Слаборазвитая экосистема? Недотягивающие стартапы? Отстающий рынок? Или переоцененность акселератора?
Стартапам еще рано.
Это самая главная причина, почему запуск стартапа в данных странах бессмысленная трата времени и денег. Стартапы не дотягивают до требований зарубежного акселератора. В итоге, вместо интенсивной акселерационной программы, стартапы получают образовательные инфосессии, оплаченные со стороны партнеров.
Что делать в этом случае? Отправлять на повышение квалификации сотрудников местного акселератора. Это дешевле и качественнее. Обученный сотрудник, изучивший все критерии, по которым действует зарубежный акселератор, сможет на родине выстроить процесс подготовки стартапов именно под эти критерии.
Но что если в стране нет качественного акселератора и талантов, которым можно было бы доверить столь важную миссию?
Запуск, к примеру, того же 500 Startups где-нибудь в Казахстане, приведет к дисбалансу в экосистеме. Стартаперы естественно захотят пройти акселерацию в рамках глобальной программы в надежде выйти на крутых инвесторов. Это повлечет оттоку стартапов из местных акселераторов.
Но этого не происходит. Почему? Смотрите причину номер один!
Если стартапы не готовы к прибытию зарубежного бренда, то почему приглашение этого бренда стоит в списке целей даже у государственных структур, занимающиеся инновациями?
Всё просто! Гонка за пиаром! Неэффективная политика в сфере инноваций, направленная на поддержку лишь крупного IT бизнеса, а не на развитие экосистемы, приводят структуры Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Армении и Украины к стремлению показать на мнимые успехи, которые в итоге могут привести к плачевным результатам. К радости самих структур и всей экосистемы, любые договоренности с глобальными акселераторами заканчиваются на уровне меморандума о сотрудничестве, а не полноценным договором.
Из всего перечисленного исключением является только маленькая гордая Грузия. Грузины выстроили конкретный, четкий и рациональный план, который строит вектор на развитие инноваций в стране. Они не пожалели денег на подготовку всей экосистемы к переменам, а затем сделали основную трату на реализацию 500 Startups в Тбилиси. И они получили результат! Пока не единорог, но результаты замечательные.
Почему я не написал о России?
Россия по видению к стартапам ничем не отличается от своих соседей, но размер рынка, количество платежеспособного населения, уровень талантов и периодическое отсутствие преград от государства, позволяют российским стартапам получать необходимый сугубо для них результат от местных акселераторов.