В эти выходные «Искателям потерянного ковчега» исполняется 40 лет. Чем не повод вспомнить, как шла работа над сценарием фильма.
«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).
ВСЕ ПРОПАЛО
Весной 1973 года Джордж Лукас перебивался с хлеба на воду и пребывал в подавленном настроении.
Его дебют «THX 1138» пострадал от студийных ножниц и провалился в прокате, работа над «Американскими граффити» вымотала все нервы, и никто не хотел запускать его мрачную сатиру о вьетнамской войне «Апокалипсис сегодня».
Когда в августе 1973 «Граффити» выйдут в прокат, они станут одной из самых коммерчески успешных картин в истории, но до триумфа оставалось еще несколько месяцев, Лукас занимал деньги на кров и еду.
С United Artists его связывали остатки контракта, по которому он написал тритмент, сочетающий в себе мифологию, антропологию и попкультуру – «Звездные войны». И United Artists и Universal отказались от проекта, но 20th Century Fox согласилась заплатить за первый драфт.
АРХЕОЛОГ, РАСХИТИТЕЛЬ ГРОБНИЦ, ПЛЭЙБОЙ
Лукас заперся в кабинете, но хотя перед ним стояла задача написать космические приключения фэнтезийного героя, в воображении то и дело возникал еще один персонаж: археолог, искатель приключений, академик, плэйбой.
В апреле или мае 1973 Лукас приступил к ресерчу.
Ему нравился сериал «Капитан Дон Уинслоу», и вскоре идея сформировалась: что если, это будет историей об археологе в стилистике авантюрных сериалов 1930-х, но с поправкой на то, что герой будет расхитителем гробниц, который ищет и на самом деле находит мистические артефакты?! Идея показалась нуждающемуся в деньгах Лукасу коммерчески привлекательной.
Вторым источником вдохновения стал сериал «Удача Тима Тайлера», герой которого путешествовал по Африке в поисках кладбищ слонов и золотых идолов. Что если, сделать все это реалистичным?! Лукас стал записывать свои идеи о движке и персонаже, и вскоре родился Индиана Смит.
ИНДИАНА СКАЙУОКЕР
Часть наработок просочилась в ранние сценарии «Звездных войн».
В черновом драфте 1974 года генерал Люк Скайуокер сталкивается с Оуэном Ларсом из Бестина, «пожилым неопрятно выглядящим антропологом». В следующем драфте 1975 года Люк Старкиллер «набирает пригоршню камешков и бросает их в огромный булыжник. Отколовшийся осколок обнажает поблескивающую окаменелость. Люк замечает ее, достает из сумки небольшую камеру, фотографирует объект и записывает наблюдения в блокнот».
И «Звездные войны», и Индиана Смит были продуктом детской любви Лукаса к приключенческим сериалам. Единственным и главным визуальным ключом к истории была старая кинооткрытка, на которой Зорро прыгает с лошади на грузовик. Имя героя Лукас позаимствовал у своего пса Индианы, который также стал прообразом Чубакки.
КОВЧЕГ ЗАВЕТА
В конце 1974 года Джордж Лукас оторвался от «Звездных войн», чтобы посвятить немного времени Индиане Смиту. Он искал автора, который займется сценарием. Среди его знакомых нашелся сценарист и режиссер Филип Кауфман, который переживал спад карьеры.
Лукас запитчил ему историю, существовавшую в самых общих чертах – Индиана Смит охотится за неким мистическим артефактом, действие происходит в 30-е, ему противостоят нацисты, потому что нацисты тоже искали мистические артефакты.
Это был Кауфман, кто рассказал Джорджу Лукасу о Ковчеге завета: в Чикаго у Кауфмана был дантист, увлеченный историями о небывалой мощи Ковчега.
Но главный герой пока оставался функцией. Лукаса мучали ключевые вопросы: почему Индиана Смит не стал обычным археологом и почему он превратился в вора? Не так-то просто придумать обытовленные причины, по которым профессор, который может вести скромный образ жизни, занялся вдруг расхищением гробниц и продажей артефактов мировым музеям.
Ответом, который устроил Лукаса, стала привычка героя к красивой жизни. Он делал это, чтобы поддержать свой уровень комфорта.
Пару недель Кауфман и Лукас проработали над проектом, но вскоре разоренный Кауфман принял приглашение Клинта Иствуда написать и поставить «Джоси Уэлса вне закона». Индиана Смит лег на полку, но у сценария появилось название – «Искатели потерянного ковчега».
Продолжение следует.