Старый добрый советский детектив и спустя десятилетия неизменно любим зрителем, который ценит и талантливую игру актеров, и уверенность в том, что добро обязательно победит. Предлагаем читателям канала подборку советских фильмов об арт-преступлениях. Давайте вместе вспомним хорошее кино!
Возвращение «Святого Луки»
Несмотря на то, что в основе фильма Возвращение «Святого Луки» лежат подлинные события, в титрах сообщения об этом нет. Картину Франса Халса «Евангелист Лука» на самом деле украли в Москве в 1965 году во время выставки.
Это произошло в аккурат после того, как Екатерина Фурцева, в то время министр культуры СССР, заявила, что «в Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». Впрочем, о похищении картины в газетах не писали. Эта информация оставалась скрытой от широкой общественности.
Фильм снял режиссер Анатолий Бобровский уже в 1970 году. «Возвращение «Святого Луки» - первая часть детективной трилогии. Главную роль исполнил Всеволод Санаев.
Владислав Дворжецкий прекрасно сыграл вора-рецидивиста с говорящим прозвищем Граф. Завораживающе выглядят сцены в музее. Олег Басилашвили удачно показал неприглядную сущность персонажа, который промышлял продажей старинных икон. Музыка Исаака Шварца очень гармонично дополняет визуальный ряд.
Ларец Марии Медичи
Одноименный роман Еремея Парнова экранизировал режиссер Рудольф Фрунтов. Правда, в отличие от романа, где действие происходило в Москве и Московской области, сюжет фильма развивает в Ленинграде.
Художественный фильм «Ларец Марии Медичи» советские зрители увидели в 1980 году. Сценарий основан на средневековой легенде. Увлекательный сюжет с переплетением времен развивает приключенческую тему, где есть место и поиску сокровищ, и мести за родных, и будням советской милиции.
Капитану милиции Люсину в ходе расследования преступления приходится разгадывать тайны времен Ордена альбигойцев, связанные с ларцом, драгоценными камнями и жезлом, с помощью которых можно разгадать местонахождение сокровищ.
На высоте игра актеров. Среди них Валерий Рыжаков, Клара Лучко, Эммануил Виторган и настоящая княжна Евдокия Урусова.
Черный треугольник
Телевизионный трехсерийный фильм«Чёрный треугольник» предстал на суд зрителей в 1981 году. Этот исторический детектив снял режиссер Сергей Тарасов по одноименному роману Юрия Кларова.
Ограбление Патриаршей ризницы Московского Кремля стало одним из самых дерзких преступлений, «кражей века», произошедшей в первый год после Октябрьской революции. Были похищены Евангелия в окладе с бриллиантами, золотая чаша, панагии и кресты. Стоимость украденных исторических и культурных ценностей равнялась 30 миллионам золотых рублей. Сейчас это около 90 миллионов долларов.
В фильме показаны первые шаги советской милиции. Константин Григорьев в роли комиссара Косачевского и Анатолий Ромашин, сыгравший бывшего чиновника сыскной полиции Борина, убедительно смотрятся на экране. Их герои расследуют преступление, имея лишь одну улику – шкатулку с родовым гербом Мессмеров, которую обронили воры, скрываясь с места преступления.
Неизбалованный развлечениями советский зритель спешил к экрану телевизора, чтобы не пропустить ни одной серии этого телефильма.
Колье Шарлотты
Еще один советский детективный мини-сериал «Колье Шарлотты» был снят режиссером Евгением Татарским по мотивам повести «Таможенный досмотр» Анатолия Ромова. В 1984 году фильм вышел на телеэкран.
Расследование убийства валютчика и фарцовщика приводит следствие к выводу, что это преступление связано с тайным замыслом вывезти за рубеж ценную антикварную вещь – знаменитое колье Шарлотты.
Кирилл Лавров и Вадим Ледогоров сыграли главные роли –полковника Серегина и лейтенанта Павлова. Им удалось выйти на след преступной группы, которая переправляла за границу редкие и ценные произведения ювелирного искусства.
Сицилианская защита
Уникальная антикварная люстра была обнаружена в автофургоне после аварии работниками милиции. По заключению экспертизы выясняется, что подвески люстры изготовлены из фосфатного стекла вместо богемского хрусталя. Так начинается расследование в фильме «Сицилианская защита» режиссера Игоря Усова, снятого в 1980 году. Премьера состоялась в 1981-ом.
Обстоятельный психологический детектив, где диалоги выстроены вдумчиво и грамотно. Работники ОБХСС, милиции и скорой помощи – благородные советские люди. Таким героям доверяют и ждут от них помощи. Эти ожидания оправданы.
Что касается разгадки, то преступник неизвестен до самого финала, несмотря на то, что тактика его раскрыта – принцип сицилианской защиты в шахматах, который заключается в обороне путем нападения.
Советские актеры Николай Волков, Александр Самойлов и Александр Абдулов порадовали зрителей своей игрой в этом фильме.
А какие советские фильмы об арт-преступлениях вы добавили бы к этому списку? Поделитесь своим мнением в комментариях, пожалуйста!