Найти тему
Имена Земли

Кейптаун: Город на мысе или Роковая участь "Гросвенора" (Часть 1)

Город Кейптаун - это второй по численности населения город в Южно-Африканской Республике (ЮАР), расположенный в юго-западной части государства на побережье Атлантического океана, недалеко от мыса Доброй Надежды.

Город Кейптаун на карте Южно-Африканской Республики (источник изображения: Интернет)
Город Кейптаун на карте Южно-Африканской Республики (источник изображения: Интернет)

До открытия Суэцкого канала в 1869 году Кейптаун играл огромную роль как перевалочная база для голландских кораблей на пути из Европы в Восточную Африку, Индию, страны Азии и обратно. Основанный в 1652 году голландскими колонистами под руководством Яна ван Рибека (1619-1677), Кейптаун на протяжении более двухсот лет оставался столицей и крупнейшим городом Капской колонии.

Ян ван Рибек - основатель Кейптауна (источник фото: Интернет)
Ян ван Рибек - основатель Кейптауна (источник фото: Интернет)

О ранней истории этого региона известно немного. Достоверные письменные источники относятся лишь к 1488 году, когда мыс Доброй Надежды обогнул португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш (1450-1500). Другой португалец Васко да Гама (1469-1524) также побывал в этих местах позднее в 1497 году, но регулярные контакты европейцев с местными жителями наладились лишь с 1652 года после прибытия Яна ван Рибека. Именно под его чутким руководством был основан Кейптаун как база по обеспечению голландских кораблей свежими продуктами во время их долгого пути из Европы в Азию.

Происхождение названия города объясняется довольно просто. Так как город возник возле мыса Доброй Надежды, то и название он получил соответствующее - "город на мысе". По-английски это фраза звучит как Кейптаун (cape - "мыс", town - "город"). Кстати, у города Кейптаун есть и второе название, звучащее на языке африкаанс как Каапстад, что также и переводится - "город на мысе".

Мыс Доброй Надежды, благодаря которому Кейптаун получил свое название (источник фото: Интернет)
Мыс Доброй Надежды, благодаря которому Кейптаун получил свое название (источник фото: Интернет)

Именно Кейптаун стал путеводной звездой для сотни европейцев с судна "Гросвенор", переживших страшное кораблекрушение в 1782 году у южных берегов Африканского континента. Но лишь малая часть из них смогла все-таки достигнуть Кейптауна.

Судно "Гросвенор" грузоподъемностью 729 тонн, принадлежавшее Ост-Индской компании, начало свое роковое плавание в индийском Мадрасе. Затем оно сделало остановку на Цейлоне, а его дальнейший путь должен был пролегать через Кейнтаун к африканскому Золотому берегу, а далее домой - в Британию.

Капитан "Гросвенора" Джон Коксон пользовался всеобщей благосклонностью, но ему, если честно признать, не хватало таких качеств хорошего капитана, как бдительность и рассудительность. Эти недостатки окажутся роковыми для большинства его пассажиров и членов его команды.

Капитанские качества Джона Коксона подверглись испытанию в штормовую ночь на 4 августа 1782 года, когда его корабль оказался в центре урагана у побережья Южной Африки в пяти сотнях миль от Кейптауна. Считая, что судно находится более, чем в 250 милях от берега, Джон Коксон преспокойно отправился спать.

Разбудили же его громкие сигналы тревоги, подаваемые дозорными, перед глазами которых раскрылась страшная картина: высокие морские валы разбивались о берег, оказавшийся практически рядом. Почти в ту же секунду корабль с ужасным скрипом и грохотом сел на риф.

Картина "Гросвенор" английского художника Джорджа Картера (1737—1794), иллюстрирующая весь ужас той роковой ночи 4 августа 1782 года (источник фото: Интернет)
Картина "Гросвенор" английского художника Джорджа Картера (1737—1794), иллюстрирующая весь ужас той роковой ночи 4 августа 1782 года (источник фото: Интернет)

Скалы, окружавшие неизвестное побережье, удерживали "Гросвенор" над бушевавшей морской стихией, поэтому судно не сразу дало течь. Капитан Коксон принял решение срубить главную мачту, чтобы облегчить тяжесть корабля и попробовать соскочить с рифа. Но штормовой ветер усиливался, и предпринятая попытка не увенчалась успехом. В пробитый корпус судна начала просачиваться вода.

С берега за агонией "Гросвенора" наблюдала группа местных туземцев. Они и помогли морякам укрепить на суше швартов, сброшенный с судна. Этот трос, который должен был спасти пассажирам жизнь, переправили на берег несколько отважных матросов, решившихся вплавь добраться до суши по свирепым волнам.

Однако их усилия оказались тщетными: сильнейший прибой пощадил лишь несколько человек из двух десятков пассажиров, которые рискнули воспользоваться импровизированной "дорогой жизни". Вскоре корабль с громким треском разломился пополам. Кормовую часть судна, где находились большинство женщин и детей, отшвырнуло на сушу. А другую половину отнесло в море, где она и затонула.

В живых после той роковой ночи осталось 123 человека, включая 20 женщин и детей. Но весь страх и ужас, который они пережили тогда, оказался для большинства из них лишь прелюдией к долгим неделям страданий и мучительной гибели на суровой африканской земле.

Продолжение злоключений выживших с "Гросвенора" здесь.

Кейптаун
2751 интересуется