Город Кейптаун - это второй по численности населения город в Южно-Африканской Республике (ЮАР), расположенный в юго-западной части государства на побережье Атлантического океана, недалеко от мыса Доброй Надежды.
До открытия Суэцкого канала в 1869 году Кейптаун играл огромную роль как перевалочная база для голландских кораблей на пути из Европы в Восточную Африку, Индию, страны Азии и обратно. Основанный в 1652 году голландскими колонистами под руководством Яна ван Рибека (1619-1677), Кейптаун на протяжении более двухсот лет оставался столицей и крупнейшим городом Капской колонии.
О ранней истории этого региона известно немного. Достоверные письменные источники относятся лишь к 1488 году, когда мыс Доброй Надежды обогнул португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш (1450-1500). Другой португалец Васко да Гама (1469-1524) также побывал в этих местах позднее в 1497 году, но регулярные контакты европейцев с местными жителями наладились лишь с 1652 года после прибытия Яна ван Рибека. Именно под его чутким руководством был основан Кейптаун как база по обеспечению голландских кораблей свежими продуктами во время их долгого пути из Европы в Азию.
Происхождение названия города объясняется довольно просто. Так как город возник возле мыса Доброй Надежды, то и название он получил соответствующее - "город на мысе". По-английски это фраза звучит как Кейптаун (cape - "мыс", town - "город"). Кстати, у города Кейптаун есть и второе название, звучащее на языке африкаанс как Каапстад, что также и переводится - "город на мысе".
Именно Кейптаун стал путеводной звездой для сотни европейцев с судна "Гросвенор", переживших страшное кораблекрушение в 1782 году у южных берегов Африканского континента. Но лишь малая часть из них смогла все-таки достигнуть Кейптауна.
Судно "Гросвенор" грузоподъемностью 729 тонн, принадлежавшее Ост-Индской компании, начало свое роковое плавание в индийском Мадрасе. Затем оно сделало остановку на Цейлоне, а его дальнейший путь должен был пролегать через Кейнтаун к африканскому Золотому берегу, а далее домой - в Британию.
Капитан "Гросвенора" Джон Коксон пользовался всеобщей благосклонностью, но ему, если честно признать, не хватало таких качеств хорошего капитана, как бдительность и рассудительность. Эти недостатки окажутся роковыми для большинства его пассажиров и членов его команды.
Капитанские качества Джона Коксона подверглись испытанию в штормовую ночь на 4 августа 1782 года, когда его корабль оказался в центре урагана у побережья Южной Африки в пяти сотнях миль от Кейптауна. Считая, что судно находится более, чем в 250 милях от берега, Джон Коксон преспокойно отправился спать.
Разбудили же его громкие сигналы тревоги, подаваемые дозорными, перед глазами которых раскрылась страшная картина: высокие морские валы разбивались о берег, оказавшийся практически рядом. Почти в ту же секунду корабль с ужасным скрипом и грохотом сел на риф.
Скалы, окружавшие неизвестное побережье, удерживали "Гросвенор" над бушевавшей морской стихией, поэтому судно не сразу дало течь. Капитан Коксон принял решение срубить главную мачту, чтобы облегчить тяжесть корабля и попробовать соскочить с рифа. Но штормовой ветер усиливался, и предпринятая попытка не увенчалась успехом. В пробитый корпус судна начала просачиваться вода.
С берега за агонией "Гросвенора" наблюдала группа местных туземцев. Они и помогли морякам укрепить на суше швартов, сброшенный с судна. Этот трос, который должен был спасти пассажирам жизнь, переправили на берег несколько отважных матросов, решившихся вплавь добраться до суши по свирепым волнам.
Однако их усилия оказались тщетными: сильнейший прибой пощадил лишь несколько человек из двух десятков пассажиров, которые рискнули воспользоваться импровизированной "дорогой жизни". Вскоре корабль с громким треском разломился пополам. Кормовую часть судна, где находились большинство женщин и детей, отшвырнуло на сушу. А другую половину отнесло в море, где она и затонула.
В живых после той роковой ночи осталось 123 человека, включая 20 женщин и детей. Но весь страх и ужас, который они пережили тогда, оказался для большинства из них лишь прелюдией к долгим неделям страданий и мучительной гибели на суровой африканской земле.
Продолжение злоключений выживших с "Гросвенора" здесь.