Найти тему
Chemical Mother

ЕГЭ-2022 по химии. Перспективная модель КИМ

Что нового появилось по сравнению с КИМ 2021 года
Что нового появилось по сравнению с КИМ 2021 года

На сайте ФИПИ были выложены проекты (так называемые Перспективные модели) КИМ 2022 года по всем предметам, в том числе и по химии. Конечно, в Демонстрационном варианте, который появится только в начале нового учебного года, можно ожидать еще каких-то изменений, ну а пока давайте посмотрим, что же появилось нового в заданиях по сравнению с 2021 годом. Это имеет смысл не только для тех, кто уже более-менее знаком со «старым» форматом, но и для тех, кто начинает подготовку к ЕГЭ с этого года.

Давайте по порядку.

Задания 1-4 пока оставлены без изменений. У меня был ранее опубликован материал (теория и тренинг) по этим заданиям. Можете перейти по ссылке – это будет полезно тем, кто не совсем уверен в своих знаниях о строении атома и веществ.

Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ

Задание № 5 на классификацию неорганических соединений исключили, как слишком простое. Поэтому далее номера заданий сместились, но содержание осталось таким же, что и в 2021 году, вплоть до № 17.

-3
-4
-5
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ

Небольшое изменение в № 12 (бывший № 13) на органику. Раньше нужно было выбрать два правильных ответа из предложенных вариантов, а теперь число правильных ответов неопределенное. В данном варианте выберем непредельный углеводород, гомолог бензола и альдегид, наш ответ: 135.

Что нового в 17 номере? Объединили два задания – на классификации химических реакций (бывший № 19) и на скорость химических реакций (бывший № 20). Ранее я обобщила несложный материал по классификациям – можете воспользоваться по ссылке. А пока решим предложенный номер 17, см. ниже.

-7
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ

Итак, задание 17. Реакцию получения метанола из синтез-газа отнесем к гомогенным (раз здесь не учитывается твердый катализатор), ОВР, также выберем ответ 3 (давление влияет на скорость реакции газообразных веществ) и ответ 5 не вызывает сомнений. То есть из пяти утверждений правильными оказались четыре: 1235. Понятно, что концентрация реагирующего вещества (водорода) на скорость реакции влияет.

Немного изменилось задание на электролиз (это был № 22, а теперь № 19). Раньше предлагалось четыре вещества и за ответ без ошибок давали 2 первичных балла, а теперь в задании три вещества и приносит оно только 1 балл. На самом деле, мне это кажется разумным: если тему знаешь, то не допустишь ошибок, и за это вполне достаточно одного балла. Объяснение и тренинг по электролизу смотрите тут.

Следующее задание, претерпевшее некоторые изменения, - номер 20. Раньше это было задание № 23 на гидролиз солей (видеоурок по этой теме смотрите по ссылке). Теперь же мы видим среди предложенных веществ не только соли, но и кислоту (можно с таким же успехом ожидать и щелочь в других вариантах) и к тому же проверяется знание такого понятия как водородный показатель рН. Раньше мы его встречали разве что в каких-то пробниках или проверочных работах от СтатГрада, но в КИМах на ЕГЭ его вроде не было.

Вот, ознакомьтесь:

-9
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ

Напомню вам, что нейтральная среда раствора характеризуется значением рН=7. В кислой среде рН принимает значения от 0 (100% диссоциация кислоты) и до 7, чем меньше величина, тем выше кислотность раствора. В щелочной среде значения рН больше 7 вплоть до 14 (с увеличением значения щелочность возрастает).

Попробуем решить № 20.

Сульфат натрия образован сильным основанием и сильной кислотой – среда в его растворе нейтральная (рН=7). Нитрат железа 2 даст нам кислую среду в водном растворе (кислота «победила»), а значит рН меньше 7, но больше нуля. В водном растворе сульфита калия наоборот – «побеждает» щелочь, среда будет щелочной (рН больше 7, но меньше 14). И, наконец, сильная хлорноватая кислота – рН близок к нулю. Осталось расставить номера веществ в порядке возрастания значения рН: получаем ответ 4213. И дадут нам за него, увы, всего один первичный балл (тут я бы не согласилась – все-таки задание несколько сложнее того, за которое давали 2 балла, но кто же нас спрашивает!). Хотя на Проекте написано все же – «Для общественно-профессионального обсуждения». )))

А вот номер 21 на химическое равновесие по-прежнему принесет два первичных балла при правильном решении. Если есть необходимость, можете посмотреть разбор этой темы по ссылке. Ну а в Проекте особенность этого задания в том, что нам дали не молекулярное уравнение обратимой реакции, а сокращенное ионное. Это не должно вас пугать: понятно, что ион водорода – это кислота, ион металла (в данном случае алюминия), говорит о том, что взяли его растворимую соль. Поэтому добавление кислоты (ионов водорода) приведет к смещению равновесия влево. А добавление щелочи уменьшает концентрацию ионов водорода.

Ну вот мы и добрались до расчетных задач первой части. Теперь это номера 24-26.

Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ

И вот здесь сюрприз. 24-я задача не просто на массовую долю вещества в растворе, а на растворимость. С этим понятием нас уже успели познакомить в задачах второй части под бывшим номером 34. Теперь нам предлагают пооперировать им в расчетной задаче за 1 балл. Способы решения различны. Я выложу разбор в следующей публикации. Причем рассмотрим и другие примеры – если в осадок выпадает не безводная соль, а кристаллогидрат. Такое тоже возможно.

Без изменения осталась вторая задача – расчет по термохимическому уравнению (еще, как мы помним, попадались задачи на соотношение объемов реагирующих или образующихся газов – самые легкие).

А в последнюю, 26-ю, добавили одно действие – раньше был просто расчет по уравнению реакции, а теперь еще и примеси. Можно также предположить, что будут попадаться задачи с выходом продукта реакции от теоретически возможного.

Наконец, что нового во второй части КИМов?

-12
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ
Перспективная модель КИМ 2022 года с сайта ФИПИ

Совершенно новый номер 29. И ему, конечно, надо посвятить отдельное занятие. Опубликую его вслед за № 24. Не пропустите!

Органическая цепочка (теперь это № 31) содержит только брутто-формулы веществ. Ни названий, ни структурных формул. К этому нас готовили (и частично использовали) уже в 2021 году. Это безусловное усложнение задания. Ну что ж, будем готовиться – тренироваться на подобных цепочках. Вот в этом задании, например, недостаточно понять, что C7H5NO4 – это нитробензойная кислота, надо еще вспомнить, что карбоксильная группа в бензольном ядре является ориентантом второго рода и направляет нитрогруппу в мета-положение (раньше нам могли сразу предложить структурную формулу в цепочке).

В «органической» задаче (№ 33) добавили еще один расчет – вот здесь как раз на выход продукта реакции от теоретически возможного (а могут быть, думаю, и примеси). За него добавляют один балл, то есть максимум теперь не три, а четыре первичных балла.

Ну вот и всё пока. С 24-й и 29-й обязательно разберёмся в ближайшее время.

Подписывайтесь на мой канал, если вы готовитесь к ЕГЭ по химии без репетиторов. Надеюсь быть вам полезной.

Ставьте лайки, если понравился этот материал.

Желаю вам успехов! У вас всё получится.