Парень по имени Роберт (Шафран) поступил в колледж, стал знакомится с сокурсниками, а те ему: - Ну ты даёшь, Эдди!, - Привет, Эдди, старина, тебя же отчислили, ты в курсе?, - Эд, как делищи?.. И отвели его, в итоге, к тому Эду (Галланд), и оказалось, что они близнецы, росшие в разных приёмных семьях.
Счастливое воссоединение описали в газетах, и тут одному из братьев позвонили, и смущённый голос на том конце провода сказал: - Знаете, ребята, похоже, я - третий. Это был Дэвид Келлман
А потом оказалось, что троих близнецов разлучили в младенчестве специально, и всю жизнь проводили над ними психологические эксперименты. Приемным родителям не говорили, что у каждого из братьев есть близнец. По условиям усыновления мальчиков регулярно показывали врачам и психологам, объясняя, что это часть "обычного исследования детского развития". Тройню изучал известный детский психолог Питер Нойбауэр, учившийся у дочери Фрейда Анны, и его помощница - психиатр Виола Бернард. На протяжении 12 лет дети по отдельности проходили одинаковые тесты на интеллект и эмоциональное развитие, а также рассказывали об отношениях в семье.
Братьев Роберта, Эдварда и Дэвида поместили в три семьи с разным уровнем дохода и положением в обществе
Отец Дэвида Келлмана был простым человеком, владел овощной палаткой. Эдвард Галланд относился к среднему классу. Он не сумел построить отношения с приёмным отцом: у них были слишком разные взгляды на то, каким должен быть мужчина. Роберт Шафран жил в обеспеченной семье и страдал из-за нехватки внимания отца, который часто был в отъездах.
Почти совсем нельзя разделять близнецов, если только... ну, какие-то, в общем, исключения бывают, но, в любом случае, и близнецы знают о том, что у них есть где-то брат/сестра, и приёмные родители знают. Обязательны встречи, общение, определён минимум времени, которое разлучённые близнецы должны прововдить вместе, и так далее, но примеры эти редки.
Эти же близнецы ничего не знали друг о друге.
И приёмные родители ничего не знали о том, что у их ребёнка есть близнец, да не один.
И много лет ежемесячно психологи - которые как раз прекрасно всё знали - приходили в приёмные семьи и "изучали". Задавали массу вопросов, следили за реакцией, а потом сравнивали. Это было условием усыновления: раз в месяц к вам будет наведываться группа исследователей, и задавать ребёнку разные вопросы.
А близнецов друг к другу влечёт, это общеизвестный факт. Тянет. Даже если не знаешь о том, что у тебя есть брат. Разлучённые близнецы всегда испытывают дискомфорт, в детском же возрасте особенно - вот эти трое, в частности (Эдвар Галлан, Роберт Шафран и Девид Келлманн) всё детство, чисто по-близнецовому одинаково бились головой о решётку детской кроватки, больше обычных детей грустили, замыкались в себе и вполне явственно страдали. Так называемая "тревога разлуки".
А их изучали.
Двое из братьев уже успели побывать в психиатрических клиниках по поводу явных поведенческих нарушений - а их всё изучали, приходили раз в месяц домой, показывали всякие головоломки, просили проходить разные тесты.
Тот самый Роберт (ему повезло - он оказался в богатой семье врача) уже имел проблемы с законом - присутствовал при убийстве и еле отвертелся от обвинения в соучастии - а их всё изучали...
Поначалу жизнь братьев после воссоединения стала похожа на непрерывный праздник. Высокие заметные молодые люди появлялись в телевизионных программах. Они стали вместе снимать квартиру. Однажды на улице их заметила режиссёр Сьюзэн Сейдельман. В 1985 году братья появились в эпизоде в её картине "Отчаянно ищу Сьюзэн". В ней Мадонна выпрыгивает из кабриолета и направляется в квартиру. Бездельничая у крыльца, на неё с улыбкой смотрят три одинаковых молодых человека. На съёмочной площадке братьям, правда, было не по себе: "Вся команда смотрела на нас как на шпану".
Изучатель, нимало не раскаивался потом в своих действиях. Исследование Нойбауэра, в котором участвовали братья, до сих пор не было опубликовано целиком. Учёный сдал его в архив, бумаги хранятся в Йельском университете, а доступ к ним ограничен до 2065 года. Сам же помер в 2008 г. на 95-м году жизни уважаемым мэтром, с которого все обвинения стекали как с гуся вода.
Когда правда всплыла наружу, родители в первую очередь воспылали гневом к агентству, потребовали объяснений, но там им отказали в информации, не признали своей вины, а потом, после встречи, проходившей на повышенных тонах, было вот что: приёмный отец Роберта забыл в агентстве зонтик, и когда вернулся, застал руководство конторы за распитием шампанского по случаю избавления от претензий разгневанного родителя: "Они подбадривали друг друга и были счастливы, будто только что увернулись от пули". Родители хотели подать в суд, но ни одна юридическая фирма не бралась за дело. Другие семьи пытаются усыновить детей через то же агентство, и разбирательство может им помешать, говорили юристы.
К 90-м годам, когда братья женились и завели детей, стало ясно, что у всех троих есть психические и поведенческие проблемы. Об этом догадывались и раньше: родители были уверены, что дети всегда чувствовали, что у них есть близнецы. Эдвард Галланд и Дэвид Келлман со школьного возраста наблюдались у психиатра, а Шафран незадолго до поступления в колледж был признан виновным в убийстве. В начале 1980-го Роберт участвовал в грабеже; его сообщник до смерти избил 83-летнюю женщину. Шафран признал вину, дал показания против сообщника и получил несколько лет исправительных работ.
Иногда каждый из близнецов чувствовал, что отдаляется от братьев, в то время как двое других сближаются. Особенно это задевало Эдди, у которого всю жизнь были напряженные отношения с приемным отцом. Галланд вместе с женой и дочерью несколько раз переезжал - он хотел жить недалеко от братьев. В 1995 году Эдди поставили диагноз "биполярное расстройство", а затем положили в больницу. Через несколько недель он застрелился в своем доме. Через дорогу жила семья Дэвида.
Вспоминается сразу фильм "Ширли-Мырли": - Прости меня, Изенька, дуру грешную... :-)