Наконец то, посмотрел новейший отечественный блокбастер на тему Великой Отечественной войны "Девятаев". Фильм, как указано в начальных титрах, " основан на реальных событиях." Это реальное событие - легендарный побег 8 февраля 1945 г. из немецкого концлагеря Карлсхаген на немецком бомбардировщике "Хейнкель- 111" десятерых советских военнопленных во главе со старшим лейтенантом, летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым.
Что запомнилось от этого фильма - как бы это помягче выразиться..., в общем, "понять-простить" предательство, и очень хорошая, белоснежная металлокерамика во рту исполнителя главной роли актера Павла Прилучного, который не упускает случая ею оскалиться. Ну и плюс качественные съемки в стиле компьютерных игру- авиасимуляторов на тему Второй мировой войны. Но обо всем по порядку.
В советское время имя Михаила Девятаева входило в главный пантеон героев Великой Отечественной войны. Наряду с Зоей Космодемьянской. Александром Матросовым, молодогвардейцами. Алексеем Маресьевым и др.
Летом 1944 года в одном из воздушных боев над Украиной летчик-истребитель, старший лейтенант Михаил Девятаев был сбит. Раненым попал в плен, прошел несколько фашистских концлагерей, пока не оказался в концлагере Карлсхаген, неподалеку от немецкого ракетного полигона Пенемюнде, откуда производились пуски немецких ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. Военнопленные обслуживали военный аэродром.
Девятаев, который никогда не летал на бомбардировщиках, а тем более немецких, каким-то образом изучил устройство немецкого бомбардировщика "Не-111". И 8 февраля 1945 г. вместе с еще девятью военнопленными захватил самолет и, чудом взлетев, смог перелететь линию фронта и приземлиться у своих. История настолько невероятная, что первоначально беглецы вызвали у органов контрразведки вполне обоснованный подозрения. Но после перепроверки 7 человек были вновь направлены на фронт в составе стрелкового полка. шестеро из них погибли при штурме Берлина .А сам Девятаев и еще два бывших офицера оставлен для дополнительной проверки.
В ноябре 1945 г. Девятаев был демобилизован из армии и до 1957 г. трудился в речном порту в Казани. О его подвиге не было широко известно. К бывшим военнопленным тогда было очень настороженное отношение. Но вот в 1955 г. были амнистированы бывшие советские граждане, сотрудничавшие с оккупантами. В 1956 г. произошел ХХ съезд КПСС, положивший начало к развенчанию "культа личности Сталина".Более подробно об этом в нашей статье о фильме "Судьба человека".
И поступил социальный заказ на новых, неизвестных героев войны. Страна узнала имена героических защитников Брестской крепости, открытые писателем Сергеем Смирновым. А казанский журналист Ян Виницкий опубликовал в начале 1957 г. в "Литературной газете очерк о подвиге Михаила Девятаева. В июле 1957 г. Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. С тех пор каждый советский школьник знал об этом герое.
Теперь о фильме "Девятаев", который сняли режиссеры Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов. Что характерно, фильм практически ни в чем не отходит от автобиографической книги самого Михаила Девятаева "Побег из ада". В фильме с документальной точностью воспроизводятся реальные события и реальные герои. Есть, конечно, некоторые сокращения, но они не влияют на изображение реального подвига Девятаева. Придраться практически не к чему.
Кроме одного. В фильме, кроме Девятаева, есть еще один главный герой - его друг летчик Николай Ларин. Это вымышленный персонаж. И этот вымышленный персонаж превращает в фильм в такую антисоветскую фальшивку, какой давно не было, а, может, и вообще не было.
Начинается военная часть фильма с шикарной сцены последнего воздушного боя Девятаева. Очень высокое качество компьютерной графики. Девятаева сбивают, и он попадает в плен. Следующая сцена в лагере военнопленных летчиков в г.Лодзи. К попавшим в плен летчикам немцы относятся там лояльно. Разрешают носить свои знаки различия и советские награды. Агитируют переходить на свою сторону.
А агитатором является бывший советский летчик, перешедший на сторону немцев, Николай Ларин. Убеждает стандартно - все вы для Сталина уже предатели, вспомните его приказ № 270. Здесь у авторов фильма определенный прогресс по сравнению с другими антисоветскими фильмами. Они уже знают не только приказ № 227 от 1942 г., который в "либеральной" интерпретации говорит о необходимости расстрела всех отступающих красноармейцев заградотрядами, но и приказ № 270 от 1941г., который, якобы, объявляет всех военнопленных предателями Родины.
Вот чтобы сделал настоящий Михаил Девятаев, ровесник Октября, 1917 г.р., самый настоящий советский человек, воспитанный Советской властью. Да, как минимум, дал бы в морду своему бывшему другу, облаченному в форму немецких люфтваффе. Но Девятаев в исполнении Павла Прилучного бросается обниматься с этим предателем. И предатель тоже очень рад.
И давай соблазнять друга Мишку переходить на сторону немцев. Вон какие у немцев самолеты. А какие баварские колбаски и пиво. И тут же открыл бутылочку пивка и порезал колбаску, чтобы отметить встречу. "Пей, Мишка, баварское, колбаску жуй. В проклятой Совдепии, для которой мы с тобой предатели, такого нет." А Мишка опять ему морду не таранит, а только пьет пивко с удовольствием. Только немного огорчился, что друг Коля не хочет с ним бежать на немецком самолете к своим. Но, видно, Коле так пивко и колбаски понравились, что он остается. И ведь Мишка его не осуждает. Мишка выбирает свой путь - бежать при первой возможности.
"Колька, мне плевать про твои взаимотношения с Родиной. Ты с Родиной сам разбирайся. Ты меня, Коля, предал"
Видали какой уровень "общечеловеческих" ценностей достигли авторы фильма.
А дальше идут короткие эпизоды путешествия Мишки по немецким концлагерям, пока он не прибывает в концлагерь рядом с немецким ракетным полигоном в Пенемюнде. Тут еще что обращает на себя внимание. Внешность Мишки.
Хотя мысль понятна. Прилучному еще в других фильмах сниматься. Не будет же он себя ради реализма доводить себя до 40 кг, что весил после побега настоящий Девятаев, и лишаться шевелюры. А ради реализма хватит и пару царапин нарисовать и малость не побриться.
Далее "галопом по Европам" показывается подготовка к побегу. И все время Мишке снится его друг Коля. Никак он его отпускает. Не может Мишка предать друга Колю даже в мыслях. Зовет его с собой в побег.
А друг Коля тоже не хочет, чтобы Мишка сбежал от баварского пива и колбасок. Надеется, что образумится. И приезжает в концлагерь, где сидит Мишка.
Ходит Коля по концлагерю, ищет Мишку. А Мишка с друзьями уже немецкий бомбардировщик угоняют. Кое-как взлетели - и домой. А Кольке обидно, что друг с ним не попрощался, и на "мессере" в погоню за Мишкой. Догнал, и сначала они в эфире свою любимую " В далекий край товарищ улетает" спели. Потом Коля стал звать Мишку с собой, а Мишка Колю с собой. Мол, Колька, летим к нашим, мы скажем, что ты с нами был и тебе ничего не будет. Ну, не бред?
Но не договорились, и тогда давай друг по другу пулять. У Коли у первого патроны кончились, и давай он Мишку таранить.
Но у Мишки еще патроны остались, и он по Коле попал. Коля загорелся и падать. Только перед смертью попросил отцу ничего про него не рассказывать. Пусть думает, что Коля погиб смертью храбрых в битве с фашистским зверем.
И ведь выполнил Мишка просьбу друга - не выдал его. Как его "кровавая гебня" не пытала в советском госпитале.
Вот откуда это? Эта гнилая и совершенно не имеющая никакого отношения к тому времени позиция авторов. А вот отсюда. Это сам Бекмамбетов поясняет главную идею фильма.
Девятаев" — фильм про то, что он не предал, притом даже не свою страну, а своего друга. На мой взгляд, это и есть патриотизм — преданность своему слову, своим друзьям, я ценю эти качества в людях, из них рождается преданность стране. Война привлекательна для людей искусства тем, что люди оказываются в таких ситуациях, в которых проявляются их настоящие ценности и характеры.
То есть патриотизм по Бекмамбетову - это преданность своему другу, который ради баварского пива и колбасок, изменил Родине. И какое это имеет отношение к реальному Михаилу Петровичу Девятаеву, совершившему ради возвращения на Родину и продолжения борьбы с врагом фантастический подвиг преданности и силы духа?
А дальше еще веселей. Показывают нам май 1957 г. И опять подпускают гнильцы. Вот такой герой работает всего лишь механиком "на дырявом буксире". То есть не уважает Советская власть своих героев, не ценит.
А вот и ценит. Прямо на улице подъезжает к Мишке черный лимузин, военные его под чистые руки и прямо из Казани в Кремль, где ему звезду Героя вручают. Мишка сам себе размышляет.
Я, наверное, никогда не узнаю, почему мне вдруг поверили. Может потому, что сменилось время. а может потому, что я не предал друга. Наши ошибки забудутся, а подвиги останутся. Ведь ошибки надо уметь прощать, а подвиги - помнить.
Вот такой апологии предательства в нашем кино еще не было. Сами то они поняли,что сняли гнусную мерзость? Вряд ли.
А в конце фильма у них опять во весь экран реклама успехов стоматологии на фоне Золотой Звезды Героя Советского Союза.
В общем, очередная халтурка, чтобы понравиться всем. Да, в фильме нет тупого обличения "кровавого тирана", нет садистов-чекистов, нет эшелонов советских военнопленных, которых из гитлеровских концлагерей сразу же после освобождения всех, без исключения, везут на Колыму. Тупого и прямолинейного нет, а замаскированного - сколько угодно.
Очень симпатичным и вызывающим сочувствие показан предатель. Он вроде "и виноват, и в то же время не виноват, простите его товарищи судьи, он очень хороший человек". Это Сталин с его 270-м приказом виноват. И опять же у немцев пиво и колбаски вкусные. А уж куртки летные какие. И опять же Сталин виноват, что Мишке сразу же не выдали черный лимузин, а только дырявый буксир. Но зато, что Мишка не выдал предателя Колю, ему после смерти тирана дали Золотую Звезду Героя Советского Союза.
И получается, что и "сталинистам" вроде не к чему придраться, и "либерасты" довольны.
P.S. из 2023 г. Эта статья была написана в июне 2021 г. Спокойное и культурное обсуждение воспитанных и здравомыслящих людей. Практически единое мнение об этой коньнктурной, дешевой поделке. И вот через два с лишним года алгоритм по каким-то причинам начал очень активно вновь показывать эту статью. И что характерно, очень резко возросло число тех комментаторов, которые яростно, с оскорблениями в наш адрес стали защищать друга главного героя фильма Кольку - предателя, перешедшего в плену на сторону фашистов, одевшего немецкую форму и ставшего воевать против своей Родины. Защищать в духе "понять-простить". Типа, а еще неизвестно кто как повел бы себя в тех условиях. И Девятаев молодец, что не выдал друга смершевцам.
Вот ведь как СВО высветила всех этих... Хочется привести замечательный комментарий одного нашего читателя. У нас с ним была очень эмоциональная дискуссия в свое время на тему предательства по фильму "Проверка на дорогах". Каждый остался при своем мнении.)) Но вот что он написал сейчас.
Бекмамбетов - человек недалёкий, насквозь американизированный. Все мысли, вкусы, приёмы, весь моральный кодекс - всё оттуда. Сформулировано в известной цитате английского писателя Э. Форстера о том, что, "если мне придётся когда-нибудь выбирать - предать свою Родину или предать дружбу. то, надеюсь, мне хватит решимости предать Родину". Писатель пропускает вопрос о том, а что такое тогда дружба?
В русской традиции (и в советской) не только друг, но даже брат и сын перестают быть братом или сыном, если они предали Родину. Как у Тараса Бульбы. Тяжкий выбор. Но иначе не выживают в таких кровавых месивах, которые переживала наша страна.
Ни Англия, ни США никогда не стояли на пороге уничтожения - там можно кокетничать с такими понятиями. Родину предать, ради друга. а друга ради денег. Драматическое противостояние друзей, оказавшихся по разные стороны фронта - это всегда интересно и всегда трагично.
Но у Бекмамбетова не хватило ни ума, ни таланта, чтобы найти точное и художественно обоснованное решение. Это понимал итальянский режиссёр Дамиано Дамиани - в финале его "Золотой пули" - "Нет, Блондинчик, я всё-таки должен тебя убить".
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.