Найти тему
Señora Profesora

Половая пропасть. Почему женщины превосходят мужчин в языковом развитии

Девочки опережают мальчиков в языковом развитии. Они начинают говорить на родном языке в среднем на 6 месяцев раньше, свободнее выражают свои мысли, и их словарный запас больше. Многочисленные исследования это подтверждают.

В изучении иностранного языка можно наблюдать примерно ту же картину. Девочки превосходят мальчиков в орфографии, грамматике, письменной и устной речи. Значит ли всё это, что пол является одним из ключевых факторов в освоении языка и существует ли между нами "половая пропасть"? Предлагаю вместе в этом разобраться.

В своём исследовании The gender gap in second language acquisition (2015) Frans W. P. van der Slik, Roeland W. N. M. van Hout и Job J. Schepens задались целью выяснить, действительно ли существует связь между полом и успешным освоением иностранного языка. Для этого авторы проанализировали данные более 25 тысяч взрослых мужчин и женщин. Участники были представителями 88 разных стран и говорили на 49 разных языках. Всех их объединяло одно: они изучали голландский язык как иностранный.

Результаты исследования показали, что в навыках устной и письменной речи женщины превосходили своих коллег другого пола. При этом эти показатели не менялись в зависимости от страны и родного языка участников. Любопытно, что в аудировании существенной разницы между полам не наблюдалось. А в чтении мужчины даже на два пункта опережали дам.

Одно из возможных объяснений этих отличий, по мнению учёных, кроется в том, что в зависимости от пола мы по-разному осваиваем язык. В 2008 году в свет вышла работа Sex differences in neural processing of language among children, в которой авторы Douglas D. Burman, Tali Bitan и James R. Booth попытались выяснить, чем отличается процесс освоения языка у мальчиков и девочек. Для этого группу из 62 детей, половина из которых были девочки, попросили выполнять языковые задания во время проведения функциональной магнитно-резонансной томографии. ​

Фото с www.canva.com
Фото с www.canva.com

Снимки, полученные в ходе эксперимента, показали, что во время выполнения заданий у девочек и мальчиков были задействованы разные участки мозга. Так, у девочек были более активны участки, отвечающие за абстрактное мышление и речеобразование, в то время как у мальчиков - за слух и зрение. При этом мозг девочек показывал большую активность.

Эти открытия, на мой взгляд, вполне объяснимы. Наши предки мужского и женского пола по-разному использовали язык. Мужчинам, отправлявшимся убивать мамонта, язык нужен был главным образом для общения с другими охотниками. Говорить много и не по делу означало подвергать себя и других опасности. На охоте нужно было внимательно наблюдать за обстановкой. То есть обрабатывать аудио и визуальные данные, чтобы принять правильное решение и вернуться домой с добычей. Это вполне объясняет, почему за языковые навыки у мужчин отвечают участки мозга, связанные со слуховым и визуальным восприятием.

Чем занимались женщины пока их мужчины добывали мамонта? Поддерживали быт, воспитывали детей, общались со свекровью и подругами. В отсутствие телевизора и интернета, развлекали детишек не мультиками, а интересным рассказом или сказкой, сочинять который приходилось самостоятельно. Как следствие за языковые навыки у женщин отвечают участки, связанные с абстрактным мышлением и речеобразованием.

Фото с www.canva.com
Фото с www.canva.com

Другая теория о том, почему женщины превосходят мужчин в освоении языков, гласит, что девочки банально отличаются большей прилежностью и дисциплиной. Они дольше корпят над книжками, поэтому и отрываются вперёд от своих сверстников другого пола. Это отчасти правда. По моим наблюдениям, мальчики гораздо чаще забивают на домашнее задание, чем девочки.

Плюс девочки в целом склоны проявлять больший интерес к языку и, как следствие, добиваться больших успехов. Как отметил Род Эллис:

One obvious explanation for females' greater success in L2 learning in classroom settings is that they generally have more positive attitudes.
Больший успех женщин в изучении иностранного языка в классе вполне очевидно объясняется тем фактом, что они более положительно относятся к языку в целом.
Ellis (1994)

Однако, не всё так просто. Есть исследования, подтверждающие, что при языковом погружении мужчины, вынужденные больше своих супруг вращаться в языковой среде, овладевают языком быстрее и лучше своих жён-домохозяек. Что наглядно свидетельствует о том, что мужчины при желании и необходимости осваивают язык не хуже женщин. Вероятно, мужчины просто практичнее. Мало кто из них рассматривает язык как самоцель. Для мужчин язык - не более чем инструмент общения и скорее более прикладной навык к какой-то другой основной специальности. Женщины же, напротив, охотно выбирают языковые профессии и готовы посвятить всю жизнь изучению языка.

А что думаете вы? Есть связь между полом и успешным освоением языка? Делитесь вашим мнением в комментариях! Не забывайте ставить 👍, если было полезно!