Точнее скажем так: что МОЖЕТ уметь и знать ребенок, который скоро пойдет в первый класс. Список вопросов и умений здесь довольно обширный. Не обязательно всё это должно получаться у ребенка или получаться «на отлично». Очень хорошо, если ребенок посещал дошкольное учреждение, где большинство умений, в том числе и социальных, у него проработали воспитатели. Если же ребенок был на домашнем воспитании, здесь всё немного сложнее, и зависит от того, кто и сколько времени с ним занимался.
Главная задача родителей перед школой – это не паниковать. Спокойно и постепенно постигать с ребенком то, чего он не знает и не умеет. Не торопить ребенка. Учитывать его настроение, самочувствие, желание. Дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия тяжело даются вашему ребенку. Знания в таком возрасте необходимо преподносить через игровые упражнения, образы, близкие и доступные ребенку. «Познавайте» с ребенком, когда гуляете, готовите, убираете. Используйте подготовительные тетради или занятия. У вас должно быть желание подготовить своего ребенка, быть рядом с ним в трудные и непонятные для него мгновения его жизни. Всегда поддерживайте его.
Итак, список вопросов и умений для будущего первоклассника:
1. Как тебя зовут (имя, фамилия)?
2. Сколько тебе лет?
3. Когда у тебя день рождения (день, месяц, год)?
4. Как зовут родителей (родителя)?
5. Где ты живешь (город, улица, дом, квартира)?
6. В какой стране ты живешь (столица)?
7. Назови несколько животных (диких, домашних).
8. Назови растения, которые растут в твоей местности.
9. Основные знания об охране природы.
10. Умение отвечать на вопросы и задавать их (чаще всего вопрос один: «А что это?»).
11. Умение строить рассказы по картинке.
12. Сочинять простые сказки/истории.
13. Находить слова с определенным звуком.
14. Составлять предложение.
15. Членить слова на слоги.
16. Пересказывать небольшие литературные произведения.
17. Заучивать наизусть стихи (прозу).
18. Знать цифры (от 0 до 9).
19. Знать дни недели (последовательность).
20. Знать месяцы (последовательность).
21. Называть числа в прямом и обратном порядке.
22. Соотносить цифру и число предметов.
23. Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
24. Ориентироваться на листе бумаги в клетку и линейку.
25. Правильно держать карандаш, ручку, кисточку.
26. Рисовать отдельные образы, картинки.
27. Лепить образы, композиции.
28. Изготавливать самые разные аппликации из бумаги разной фактуры.
29. Играть в элементарные спортивные игры: с мячом, городки, классики, бадминтон, настольный теннис и др.
30. Выполнять различные физические упражнения: под музыку, в заданном темпе, ритмично и пр.
31. Метать мяч правой и левой рукой (в цель).
32. Прыгать через скакалку.
33. Петь, правильно передавая мелодию.
34. Инсценировать песни.