«Для воров тут был простор; в жуткой тесноте они проделывали невероятные вещи.
Например, наметив даму в чернобурой лисьей шубе или ротонде, они, плотно прижавшись к ней сбоку, спереди и сзади, преблагополучно вырезывали из ротонды большой клин драгоценного меха и исчезали с ним в толпе.» (здесь и далее цит. по: С.Н. Дурылин, «В родном углу: Как жила и чем дышала старая Москва»)
Это сегодня храм, о котором идет речь, имеет статус собора. Официально он называется Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове.
А в те времена, когда в районе Басманных рос Сергей Николаевич Дурылин – будущий писатель, богослов, религиозный мыслитель, прошедший все круги ада советской системы – храм считался приходской церковью. Что даже на рубеже XX века казалось абсурдом, ведь он был одним из самых вместительных в Москве.
Теснота в церкви Богоявления на Пасхе и в большие праздники была так велика, что нечего было и думать идти туда с детьми. Сережу с братом решились взять к заутрене не раньше, чем мальчики достигли 10-11 лет.
«Церковь уж полным-полна: стоят плечо с плечом, грудью в спину, спиной в грудь. Несколько тысяч человек в церкви – и все простого народу.
Теснота была так велика, что свечи чадили и гасли от спертого воздуха, капало с потолка, со стен текло.
Для порядка при свершении религиозных церемоний <…> в церковь вводился отряд полиции во главе с околоточным, и городовые были сущими мучениками: так сжимала, давила и теснила их необъятная толпа.»
Когда читаешь воспоминания Сергея Дурылина, москвича и тонкого знатока Москвы, даже спустя много десятилетий с момента их создания чувствуешь, как на страницах город дышит жизнью и словно излучает дух места.
«Бывало, яблоку – да не крутобокому антоновскому, а маленькому китайскому – некуда было упасть. «Морю велику сушу дыхающу», как сказано в Евангелии, страшно было утонуть в этом народном море, влившемся в храм и дышавшем единым радостным живым дыханием.»
Не оставалось в целости ни одной пуговицы
Дурылинская Москва раскидывает перед нами лоскутное полотно, где есть место всему – и ярким бытовым подробностям, и тихим философским размышлениям.
Чего стоит одно только это наблюдение:
«Когда церковный староста <…> в большой праздник шел по церкви с емким блюдом, на его сюртуке не оставалось в целости ни одной пуговицы, с него градом лил пот, и на середине церкви ему посылали на смену другое запасное блюдо: под первым у него деревенели руки – до того оно было наполнено горой медных и серебряных монет.»
На Николу, который был приходским праздником в Елохове, перед образом святого Николая пылали, распространяя вокруг себя жар и зной, огромные пудовые свечи, возжигаемые взамен тысяч (!!!) трехокопеечных и пятикопеечных свечей, которые приносили к образу тысячи молящихся.
Образы москвичей – купцов, духовенства, простонародья – полные деталей, выходят из-под пера Сергея Николаевича яркими, свежими и сочными, словно с картин Кустодиева.
«За образами в церковь Богоявления шли девушки и женщины в пестрых платьях, в шелковых платках или полушалках, шли мастеровые в новых чуйках и расшитых рубахах и несли иконы, весело пестря цветистыми нарядами, вея яркими розовыми и палевыми лентами и оглашая весенний воздух молодыми, звонкими голосами: «Христос воскресе из мертвых…»
Богоявленскому причту завидовала вся Москва
А какое было духовенство в Елохове! По важности, по дородству, по пышности облачений оно не уступало архиереям, и потому редко звало служить «сторонних» священников.
Сергей Николаевич вспоминает, что Богоявленскому причту завидовала вся Москва: приход, одновременно и простонародный и купеческий, считался среди священства золотым дном.
«Приход был так велик и обилен народом, что, начав пасхальный обход прихожан с первого же дня Пасхи, причт еле-еле заканчивал его к Фоминой неделе, а иногда и не успевал закончить.
Это многолюдство прихода было так велико, что не в пример прочим приходам у Богоявления вместо одного священника было трое, а четвертый, так называемый «ранний батюшка», не занимая штатного места с приходскими доходами, получал от старосты ежемесячное вознаграждение: он служил ранние обедни и был особенно любим простонародьем.»
Народная богоявленская копейка
Как следствие, если требовались какие-нибудь благотворительные или патриотические пожертвования, то митрополит главные надежды свои возлагал на Богоявленский народный приход.
✔ Интересная деталь: на дворянские приходы между Пречистенкой и Никитской церковные иерархи особо не надеялись, приходская сума в том районе давно оскудела. А вот «народная богоявленская копейка» складывалась в большие рубли.
Эта копейка кормила целых три просвирни (женщина, выпекавшая просвиры – прим. Семь холмов) – так много потреблялось просфор за обедней.
В тогдашней Москве в большинстве приходов еле-еле хватало средств, чтобы содержать хотя бы одну просвирню. Богоявленские же просвирни были, по словам Дурылина, «сами подобны хорошо выпеченным просфорам».
Елоховский собор - действительно, по моим личным впечатлениям, очень народный храм. Несмотря на его величественные объемы и внушительного масштаба архитектуру, здесь не чувствуешь никакой сухости, выхолощенности, казенщины, которые неизбежно преследуют большие храмы. Здесь всегда ощущается камерность, уютность и близость к простому человеку.
✔ Это единственный храм, где я на доске информации видела листовку о том, что женщинам необязательно надевать платок, входя в церковь. Община храма не боится декларировать, что современная церковь меняется вместе со временем и миром и некоторые традиции нет необходимости соблюдать столь же строго, как в прошлом. Такой демократичный взгляд, согласитесь, подкупает.
Что касается богослужений, то если Вы ни разу не отстояли службу в Елоховском храме, я Вам завидую - на Вас буквально обрушится золотое сияние и «музыка сфер». По силе впечатлений могу сравнить службы здесь только, пожалуй, со Сретенским собором.
Еще прогулки по этому району, до всех достопримечательностей можно дойти пешком от Елоховского собора:
🌿 Елохово: «люди-привидения» и дисциплинированные крысы Гавриковой пощади
🌿 Московские «заплатки»: такую старину не увидишь в центре, только на окраинах. Дом 1917 года в Денисовском переулке
🌿 «Дом-телескоп» и остатки дореволюционной табачной фабрики: жемчужины дворов Басманной
🌿 Нашла целый микрорайон домов 1920-1930-х годов в переулках Старой Басманной. Как выглядит архитектура первых пятилеток СССР
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Кошкомания в старой Москве: что такое «кошачий абонемент» и сколько он стоил
👉 Лицо и изнанка: как выглядит элитное жилье начала XX века с парадного фасада и во дворе
👉 «Дом Сытина»: островок деревянной Москвы, чудом уцелевший в пожаре 1812 года
#куда пойти в москве #московские улицы #улицы москвы #экскурсии по москве #люблю москву #московские истории #старые московские улицы #старая москва #москва и москвичи #старые улицы москвы